Статья:

Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лихачёва Д.А. Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 61 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов

Лихачёва Дарья Анатольевна
студент 3 курс, юридический институт, Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь
Касевич Екатерина Викторовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц. кафедры административного и финансового права Северо-Кавказский федеральный университет, РФ, г. Ставрополь

 

На сегодняшний день в Российской Федерации совершается достаточно большое количество налоговых преступлений, создаёт существенную угрозу экономической безопасности государства, а также выражается быстрым темпом проникновения коррупциогенных факторов и воздействия криминальных элементов на осуществление своей деятельности коммерческими банками и различными кредитно-финансовыми учреждениями. При этом, безусловно, необходимо отметить, что отличительной чертой налоговых преступлений является их высокая латентность. Говоря о главной причине скрытости налоговых преступлений, большинство учёных - юристов считают именно отсутствие потерпевших лиц, потому что ущерб при нарушении налогового законодательства причиняется непосредственно государству. Так как именно государство, главным образом, заинтересовано в привлечении виновных к ответственности. Вследствие чего взаимодействие правоохранительных и налоговых органов при выявлении и раскрытии налоговых преступлений имеет стратегически важную роль

Данной теме уделено не мало внимания в научной юридической литературе, однако от своего разрешения она еще далека. Поэтому этой проблематикой занимались такие ученые как, К.И. Бурдин, В.А. Круглов, И.И. Кучеров, В.А. Парыгина, К.А. Пирцхалава, Л.В. Сальникова, А.А. Тедиев, Т.Ф. Юткина.

Также, решение данного вопроса осложняется тем фактом, что до сих пор не существует единого подхода к определению понятия «взаимодействие». Например, К.А. Пирцхалава в своих работах, которые посвящены выявлению и раскрытию налоговых преступлений понимает под взаимодействием «оптимальное сочетание органами, административно независимыми друг от друга, своих сил, средств и методов в процессе основанной на законе совместной деятельности, имеющей целью быстрое и полное выявление и расследование налоговых преступлений для установления всех обстоятельств их совершения и изобличения виновных» [4, с. 186–189]

В.А. Круглов под взаимодействием имеет в виду «согласованную по месту, времени и цели деятельность служб и подразделений, направленную на наиболее оптимальное использование имеющихся у них возможностей в решении стоящих задач» [2, с. 38–40].

В общем нельзя не согласится с процитированными понятиями «взаимодействия». Но рассматриваемое понятие более точно и полно изложил в своих научных трудах К.И. Бурдин, который исследует взаимодействие как процесс «прямой, активной, двусторонней связи, в результате которой происходит сближение точек зрения, их учет, выработка совместных позиций и представляет собой согласованные по целям, задачам, времени, содержанию, способам и методам совместного действия субъектов, меры, направленные на выявление и раскрытие налоговой преступности» [1, с. 24].

Несмотря на разнообразные мнения правоведов по данному понятию они сходятся к единой точке зрения, заключающейся в том, что взаимодействие, независимо от процессуальной или не процессуальной формы и круга участников обязательно должно строиться в соответствии с нормами действующего законодательства.

В Российской Федерации основанием взаимодействия налоговых и правоохранительных органов является соблюдение налогового законодательства, точность исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов, а также обеспечение экономической безопасности государства. Одной из главных особенностей взаимодействия налоговых и правоохранительных органов при раскрытии преступлений в налоговой сфере является их достаточно обширный круг. Поэтому в качестве субъектов взаимодействия могут выступать Генеральная прокуратура РФ, Министерство Внутренних Дел РФ, Служба Внешней Разведки РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Министерство финансов РФ, Федеральная Налоговая служба РФ, Центральный банк РФ. Все перечисленные органы осуществляют взаимодействие между собой не только на этапе передачи информации, но и на этапе проведения координационных совещаний.

Проанализировал практическую деятельность, можно сделать вывод, что особенно тесно организовано взаимодействие по выявлению налоговых преступлений между Федеральной Налоговой службой РФ и МВД России. Основанием их взаимодействия являются действующих нормативно-правовых актов обоих ведомств, при этом ключевыми формами сотрудничества является:

1)  проведение совместных проверок по выявлению уклонений от уплаты налогов и сборов в определенных сферах хозяйственной деятельности;

2)  обмен оперативной и аналитической информацией, выявленной по результатам проведенных проверок и оперативных мероприятий;

3)  совместная разработка методических рекомендаций по выявлению налоговых преступлений,

4)  совместные совещания, координационные советы.

В 2009 году Министерство внутренних дел совместно с Федеральной налоговой службой разработали Приказ «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». В Приложении данного Приказа была разработана форма запроса об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют совместно в проводимых выездных налоговых проверках в случаях:

·     при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении НДС, акциза;

·     при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, попадающих под признаки преступлений, которые предусмотренных ст.ст. 198 – 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. А также, если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик предпринимает действия, направленные на уклонение от налогового контроля (например: «миграция» организации, смена учредителей или руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

·     при обнаружении налоговыми органами в ходе налоговой проверки наличия в цепочке приобретения товаров фирм-однодневок, которые используются в целях уклонения от уплаты налогов, зарегистрированных на номинальных учредителей, зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.

На практике одним из самых результативных является взаимодействие органов полиции с Федеральной службой по финансовому мониторингу. Тем более что Федеральная служба по финансовому мониторингу с июня 2002 года является членом Группы подразделений финансовой разведки «Эгмонт».

Одну из многозначительных ролей в выявлении и раскрытии налоговых преступлений играет именно взаимодействие между органами прокуратуры РФ и Федеральной Налоговой службы РФ. Так данное взаимодействие основывается на проведении заседаний и совещаний комиссий по легализации заработных средств и недопущению нарушений налогового законодательства в будущем.

Необходимо признать результативным и начало взаимодействия между Следственным комитетом РФ, в подследственности у которого находятся дела о налоговых преступлениях. При этом, необходимо обратить внимание на то, что данное ведомство весьма успешно обобщает накопленный опыт работы по выявлению группы рассматриваемых преступлений, при этом разрабатывая методические рекомендации по их раскрытию и расследованию.

Следует отметить, что в статье 37 Налогового кодекса РФ законодатель закрепил положение, которое регулирует ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия при исполнении ими своих служебных обязанностей. Так, за неправомерные действия или бездействие должностные лица органов внутренних дел могут понести ответственность в соответствии с законодательством РФ:

1)  гражданско-правовую ответственность (в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ);

2)  административную ответственность (в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях);

3)  дисциплинарную ответственность;

4)  уголовную ответственность (в соответствии с нормами Уголовного кодекса РФ) [3].

Подводя итог, можно сделать вывод, что вопросы организации эффективного и результативного взаимодействия между правоохранительными и налоговыми органами в процессе борьбы с налоговой преступлениями, естественно, требует дальнейшего предметного рассмотрения и законодательного урегулирования. Именно поэтому, обеспечение соблюдения норм налогового законодательства Российской Федерации зависит от грамотно налаженного взаимодействия соответствующих органов.

 

Список литературы:
1. Бурдин К.И. Социологические и организационно-правовые аспекты взаимодействия руководителя органа внутренних дел с общественными объединениями сотрудников: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.13/Академия МВД РФ. – М., 1997 .С. 24.
2. Круглов В. А. Организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел в охране общественного порядка и общественной безопасности // Совершенствование административно-правовой деятельности ОВД: Труды Академии МВД России. – М., 1994. С. 38–40.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 03.08.1998. – № 31. – Ст. 3824. (ред. от 30.11.2016).
4. Пирцхалава К.А. Выявление и первоначальный этап расследования налоговых преступлений: дис. канд. юрид. наук / К.А. Пирцхалава. – М., 1999. С. 186–189.