ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Конференция: CCLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
Государственное регулирование агропромышленного комплекса в последние годы осуществляется на системной основе, стратегический подход отражен в законодательстве федерального и регионального уровня, соответствует общим целям национальной и продовольственной безопасности.
Принимая во внимание развитие политической и экономической ситуации государство всеми способами старается нарастить производственные мощности на территории страны, тем самым обеспечив продовольственную безопасность и независимость. О.В. Широкова, О.А. Макеева отмечают, что состояние продовольственной безопасности напрямую влияет на формирование благоприятной атмосферы страны в частности и мира в целом [1].
Для достижения данной цели разработан комплекс мер государственной поддержки агропромышленного комплекса, с которым можно достаточно подробно ознакомиться на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Рассматривая меры государственной поддержки следует отметить, что в основном данные решения приняты с целью поддержки сельскохозяйственного бизнеса, но, так или иначе, влияют и на обеспечение плодородия почв.
Одной из таких мер государственной поддержки является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ субъектов РФ в области мелиорации либо подпрограмм, реализуемых в составе государственных программ субъектов РФ, предусматривающих возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, части фактически осуществленных ими расходов [2].
Предоставление данной субсидии реализуется в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК», являющихся приложением 8 к Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. № 731.
Субсидия предоставляется на возмещение части понесенных расходов на проведение мероприятий по улучшению качественного состояния почв и их плодородия, а именно гидромелиоративные мероприятия, культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, агролесомелиоративные мероприятия, фитомелиоративные мероприятия, направленные на закрепление песков, мероприятия в области известкования кислых почв на пашне [3].
Субсидии на проведения указанного рода мероприятий также предусмотрены к предоставлению субъектам агропромышленного бизнеса нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Так, например, субсидия предоставляется на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в целях достижения результатов государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280 [4].
Право на получение субсидии имеют ведущие деятельность на территории Нижегородской области и уплачивающие налоги в бюджет Нижегородской области сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), представившие в Минсельхоз Нижегородской области проект мелиорации для направления его в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для участия в отборе проектов мелиорации [5].
Размер субсидии составляет 50 процентов общего объема затрат, связанных с реализацией проектов мелиорации, в отношении следующих мероприятий:
а) гидромелиоративные мероприятия - строительство, реконструкция и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также рыбоводных прудов, принадлежащих на праве собственности (аренды) получателям средств, приобретение машин, установок, дождевальных и поливальных аппаратов, насосных станций, включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции и технического перевооружения (в том числе приобретенных в лизинг);
б) культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе:
расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;
рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы.
Размер субсидии определяется с учетом предельного размера стоимости работ на 1 гектар площади земель, устанавливаемого Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Для проведения мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и поддержания земель в пригодном состоянии, необходимо, в том числе, современное и технологичное оборудование. Государством предусмотрен и данный аспект, в связи с чем для сельскохозяйственных производителей введен льготный лизинг.
АО «Росагролизинг» – государственная лизинговая компания, деятельность которой направлена на техническую и технологическую модернизацию отечественного АПК посредством передачи в лизинг средств производства организациям АПК страны[6].
На сайте АО «Росагролизинг» отечественным предприятиям АПК доступны почти 15 000 наименований сельхозтехники и оборудования для всего спектра сельскохозяйственных работ от более чем 1 100 поставщиков. Вся номенклатура электронного каталога доступна для приобретения «онлайн» предприятиям АПК всех субъектов РФ на условиях льготного лизинга.
Условия финансирования АО «Росагролизинг» не имеют рыночных аналогов и могут использоваться в сочетании с федеральными и региональными мерами поддержки.
В соответствии с Переченем (наименования) сельскохозяйственной техники, машин, оборудования, используемых в агропромышленном комплексе автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов к ним, крытых грузовых вагонов, вагонов-цистерн, вагонов-хопперов, вагонов-рефрижераторов и контейнеров-рефрижераторов, приобретаемых акционерным обществом "Росагролизинг", г. Москва, для передачи по договорам финансовой аренды (лизинга), заключаемым на льготных (специальных) условиях, к сельскохозяйственной технике отнесены, в том числе, опрыскиватели самоходные, культиваторы, машины для внесения минеральных удобрений и извести, дождевальные машины и иные агрегаты, использование которых поможет поддерживать почвы в пригодном для производства состоянии [7].
Не оставлены без внимания и сами производители сельскохозяйственной техники. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1432 утверждены Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники, которые устанавливают порядок, цели и условия предоставления субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов, возникших вследствие реализации сельскохозяйственной техники, в рамках федерального проекта «Развитие сельскохозяйственного машиностроения, специализированного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [8].
Субсидии предоставляются производителям в целях достижения индекса производства сельскохозяйственной техники по отношению к предыдущему финансовому году путем стимулирования реализации конкурентоспособной сельскохозяйственной техники на внутреннем рынке.
Так, например, пунктом 3 указанных правил предусмотрено, что размер субсидии, предоставляемой производителю в 2020 году, не может превышать величину, определяемую как сумма размера субсидии, предоставляемой производителю в отношении договоров о реализации продукции, заключенных в 2019 году, субсидия в отношении которых не предоставлялась производителю в 2019 году, и субсидии, предоставляемой производителю в отношении договоров о реализации продукции, заключенных не ранее 1 ноября 2019 г. и не позднее 1 декабря 2020 г., поставка продукции по которым осуществлена в 2020 году.
Помимо современной производительной техники, используемой в сельском хозяйстве, необходим и человеческий ресурс. В основном, земли сельхозназначения расположены в значительной удаленности от крупных городов, а сельскохозяйственные предприятия осуществляют деятельность вблизи небольших сельских поселений. Для привлечения рабочей силы в агропромышленный комплекс необходимо создавать привлекательные условия для граждан, стимулируя их к проживанию на сельских территориях.
С целью привлечения населения на сельские территории в России с 2020 года действует программа сельской ипотеки — льготного кредитования покупки недвижимости в небольших населенных пунктах под 3% годовых. С 2023 года правительство улучшило условия программы. Например, если раньше максимальная сумма льготного кредита составляла 3–5 млн руб., то сейчас она достигает 6 млн руб.
Программа ориентирована на покупку или строительство жилья на сельских территориях. Она была запущена весной 2020 года в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 [9]. Реализацию программы курирует Министерство сельского хозяйства РФ, а основным участником является Россельхозбанк (РСХБ).
Действие программы распространяется на населенные пункты с населением не более 30 тыс. человек. Таким образом, приобретаемое жилье может находиться на территории сельского поселения, рабочего поселка, поселка городского типа или небольшого города.
Можно сказать, что данная мера государственной поддержки довольно опосредованно связана с обеспечением плодородия почв, однако ее реализация может также сказаться как на использовании сельскохозяйственных угодий, так и на работоспособности агропромышленного комплекса в целом, поскольку больше людей смогут заинтересоваться работой в сельском хозяйстве.
Рассмотренные в совокупности меры государственной поддержки в области сельского хозяйства и обеспечения почвенного плодородия, на мой взгляд, в достаточной мере отвечают целям и задачам, стоящим перед государством в настоящее время, создают благоприятные условия для воспроизводства плодородия почв.
Для повышения уровня экономического развития и конкурентоспособности аграрного комплекса государственная поддержка должна быть направлена в первую очередь на развитие и внедрение инновационных технологий, прогрессивных методов ведения сельскохозяйственной деятельности, что не исключает повышенных рисковых ситуаций, но увеличивает шансы стремительного эффективного развития [10].
При этом в условиях активного наращивания темпов сельскохозяйственного производства государству следует не забывать и об охране земель, с целью недопущения их истощения и деградации. В данном случае, считаю целесообразным усилить контроль за деятельностью недобросовестных сельскохозяйственных производителей, в том числе тех, в чьей деятельности ранее выявлялись многочисленные нарушения действующего законодательства, такие как, например, загрязнение почв пестицидами и агрохимикатами. Кроме того, предлагается усилить надзор за органами власти, осуществляющих освоение бюджетных средств с целью пресечения нецелевого расходования бюджетных ассигнований.