ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДЕБНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СИСТЕМЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
Конференция: CXLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДЕБНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СИСТЕМЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ
Судебная оценочная экспертиза представляет собой процессуальное действие, проводимое в установленном законом порядке путем специализированного исследования как особенностей имущественного положения предприятия в целом, так и отдельных активов в частности на основании документации об имуществе организации, доходах организации и данных о сделках на рынке оцениваемого актива, осуществляемое с использованием специальных познаний в области оценочной деятельности в целях определения рыночной стоимости отдельных активов (недвижимого имущества, транспортных средств, финансовых вложений) или предприятия (бизнеса) в целом [7].
Оценочная экспертиза потребовалась в судопроизводстве при переходе к рыночным взаимоотношениям между хозяйствующими субъектами, для разрешения имущественных споров, определения величины ущерба, упущенной выгоды и прочих целей. Однако как процессуальный институт судебная оценочная экспертиза в настоящее время еще не вполне сформировалась. У нее нет единой методики проведения, а ее место среди классов и родов судебных экспертиз не очевидно как для теоретиков, так и для практиков.
Россинская Е.Р., Прорвич В.А., Сарыгина Э.С. и другие авторы предлагают включить судебную оценочную экспертизу в класс судебно-экономических экспертиз. Судебные экономические экспертизы представляют собой процессуальное действие, проводимое в установленном законом порядке путем специализированного исследования экономической деятельности организации на основании финансово хозяйственной документации, осуществляемого с использованием специальных знаний в области экономической науки с целью выявления фактических данных о совершении хозяйственных операций [7].
Единообразного разделения судебно-экономических экспертиз на роды нет. В разное время различные авторы выделяли среди экономических экспертиз бухгалтерскую, финансово-экономическую и финансово-кредитную. Некоторые говорили о финансово-аналитической, налоговой, экономико-статистической, экономико-технологической, экспертизе экономики труда и экспертизе ценообразования.
Судебную оценочную экспертизу в настоящее время теоретики относят к роду финансово-экономических экспертиз, наряду с налоговой, финансово-аналитической, финансово-кредитной экспертизами и экспертизой операций с ценными бумагами.
А.Р. Шляхов обосновал классификацию судебно-оценочных экспертиз по триединому основанию: предмет, объект, задачи. Большинство ученых в области судебной экспертизы согласны с этой позицией.
В рамках такого подхода классификация судебных экспертиз включает кроме класса, рода и вида также четвертый уровень - подвид. Поэтому Прорвич В.А. выделяет 5 разновидностей судебно-оценочной экспертизы, среди которых – экспертиза таможенной стоимости, кадастровой оценки, экспертиза в рамках исполнительного производства, экспертиза объектов интеллектуальной собственности и экспертиза рыночной стоимости объектов в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Однако на наш взгляд, наиболее целесообразно делить судебную оценочную экспертизу на подвиды по объекту – оценка недвижимости, оценка движимого имущества, оценка бизнеса, оценка интеллектуальной собственности. Целесообразность данного разделения подтверждается практикой: редко встречаются универсальные оценщики. Как правило, каждый оценщик специализируется на определенном виде оценки: кто-то оценивает недвижимость, кто-то – оборудование или транспорт, бизнес или объекты интеллектуальной собственности. В соответствии с действующим законодательством, оценщик должен сдать квалификационный экзамен, чтобы иметь право заниматься профессиональной деятельностью. Квалификационный экзамен сдается по трем направлениям – недвижимость, движимое имущество, бизнес. Это еще раз подтверждает мнение о том, что оценочную деятельность следует делить по направлениям в зависимости от объекта оценки.
Внутри каждого направления также можно выделить подкатегории. В оценке недвижимости – оценка непосредственно объектов недвижимости и оценка ущерба, причиненного его владельцу (например, при пожаре или заливе). В оценке движимого имущества – оценка оборудования, оценка транспортных средств, оценка ущерба. Такое деление обусловлено разными методами, применяемыми в оценке. Некоторые из них требуют получения дополнительных знаний. Например, при оценке ущерба – освоение сметного дела, которое не входит в программу обучения оценщиков.
В нормативно-правовых актах деление экспертиз зафиксировано в приказе МВД России от 29 июня 2005 г. № 511 «Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации», а также в приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 “Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России”.
Согласно первому документу, к экономическим экспертизам можно отнести бухгалтерскую (пункт 6), налоговую (пункт 14), финансово-аналитическую (пункт 25) и финансово-кредитную (пункт 26). Во втором документе говорится только о бухгалтерской и финансово-экономической экспертизе.
Оценочная экспертиза в данных нормативных актах не выделена в отдельный вид экспертиз. Согласно приказу Минюста, возможность проведения оценки закреплена за строительно-техническими экспертами («Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки»), автотехническими экспертами («Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки»), а также за специалистами в области товароведческих экспертиз («Исследование промышленных (непродовольственных) товаров, в том числе с целью проведения их оценки. Исследование продовольственных товаров, в том числе с целью проведения их оценки»).
Однако оценка - это отдельный вид деятельности, который требует специальных познаний. Оценка имеет свои подходы и методы, соблюдение которых позволяет получить обоснованный результат. Поручение оценки строительно-техническим экспертам возможно при определении стоимости объектов недвижимости, если необходимо ответить на вопрос о стоимости строительства здания или его ремонта, поскольку знание строительных норм и правил, ГОСТов в области строительства позволяет экспертам объективно определить объем работ и материалов, необходимых для составления сметы на строительство или ремонт объекта недвижимости. Также, строительно-технический эксперт может корректно определить физический износ объекта, согласно имеющимся СНиПам. Но знания в области стоимости строительства объектов недостаточно для определения рыночной стоимости объекта «в обмене», т.е. с целью продажи, поскольку на стоимость объекта влияют и такие факторы, как местоположение, расположение относительно автомагистралей, этаж расположения и многие другие параметры, известные оценщику и неочевидные для специалиста в области строительства.
Аналогичная ситуация в области товароведческой экспертизы. Товаровед, из-за специфики своей деятельности, может дать ответ на вопрос о стоимости новой вещи, однако при продаже объекта на вторичном рынке необходимо учитывать влияние эффекта перехода на вторичный рынок, наличие функциональных и внешних устареваний, что призван решать в своей деятельности оценщик, наряду с выявлением основных ценообразующих факторов и внесения соответствующих корректировок в стоимость аналогов.
С точки зрения методологической базы, наиболее развитой в настоящее время является экспертиза в области оценки автомототранспортных средств. «Методическое руководство по определению стоимости автомототранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», предназначенное для использования в оценочной деятельности при проведении экспертизы, было согласовано Министерством Юстиции еще в 1998 году. Данное руководство широко применялось на практике, претерпев восемь редакций. Имея четкую инструкцию по оценке автомототранспортных средств, данную экспертиза может проводиться и в рамках автотехнической экспертизы. Однако согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", «в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».
В рассмотренных нормативно-правовых актах не упоминается экспертиза стоимости предприятия (бизнеса), интеллектуальной собственности, упущенной выгоды и прочих нестандартных объектов оценки.
Отсутствие правового урегулирования вопросов классификации экспертиз приводит к возникновению спорных ситуаций в практике судопроизводства и уголовных процессов в частности, когда суд или дознаватель поручает оценку рыночной стоимости объектов строительно-техническому эксперту или товароведу, которые не могут дать объективный ответ на поставленный вопрос, поскольку не обладают специальными познаниями в области оценки.
Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовые акты выделяют судебную оценочную экспертизу как вид внутри таких родов экспертиз, как товароведческая, строительно-техническая и автотехническая. Теоретики также говорят о судебной оценочной экспертизе как об отдельном виде финансово-экономической экспертизы.
На наш взгляд, судебная оценочная экспертиза должна стать самостоятельным родом в классе экономических экспертиз, как на теоретическом, так и на законодательном уровне. При этом она должна включать в себя такие виды экспертиз, как оценка недвижимости, движимого имущества (в том числе транспортных средств), бизнеса, объектов интеллектуальной собственности и иных объектов.