ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ
В последние годы в России наблюдается активный процесс цифровой трансформации всех секторов экономики, включая финансовый. Цифровой рубль становится одним из ключевых элементов этой трансформации, представляя собой новую форму денег, которая обладает уникальными характеристиками и возможностями для финансовых операций. В связи с этим возникает необходимость в изучении особенностей финансово-правового регулирования цифрового рубля. Для цифрового рубля необходима разработка специального законодательства, которое будет регулировать его эмиссию, обращение и использование. Это включает в себя изменения в гражданском, банковском и налоговом законодательстве.
Начнем с терминологии. Банк России рассматривает цифровой рубль прежде всего в экономическом аспекте, употребляя в отношении него понятие «форма денег», подразумевая, что он является третьей формой национальной валюты. В то время как, с точки зрения права, цифровой рубль представляет собой вид безналичных денежных средств с некоторыми особенностями, заключающимися в особой цифровой форме его представления, особом порядке эмиссии и обращения, которые осуществляются через платформу цифрового рубля. В рамках последней взаимодействуют оператор платформы цифрового рубля (Банк России), ее участники (банки) и пользователи (клиенты банков) [1, с. 121].
Банк России обладает особым статусом, поскольку, исходя из содержания ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3], не подчиняется ни одному органу власти. В связи с этим еще больше обостряется необходимость поиска путей разрешения конфликта интересов, вызванного тем фактом, что Банк России выступает в роли оператора платформы цифрового рубля и органа регулирования, наблюдения и надзора в национальной платежной системе, которая включает данную платформу.
Важно подчеркнуть, что Федеральный закон «О национальной платежной системе» не содержит положений об эмиссии цифрового рубля [5]. А.А. Ситник указывает, что здесь скорее стоит говорить об увеличении остатка цифровых рублей на счете цифрового рубля [2, с. 32]. Иными словами, Банк России не осуществляет выпуск цифровых рублей, а преобразует денежные средства с банковского счета или электронные денежные средства в единицы российской национальной цифровой валюты.
Цифровой рубль обладает всеми основными функциями денег. Существует мнение, что цифровой рубль не способен выполнять функцию накопления (сбережения). На наш взгляд, это утверждение не вполне корректно, так как владелец цифрового счета может сохранить часть своих доходов для использования в будущем. Иначе можно утверждать, что и наличные деньги не являются средством накопления, поскольку на них не начисляются проценты. То же самое касается и денежных средств, хранящихся на банковских счетах, – проценты начисляются только в случае, если это предусмотрено условиями договора.
Банк России предлагает использовать вариант с поэтапным введением цифрового рубля в обращение в зависимости от объема годовой выручки компаний. Предприятиям с годовым доходом свыше 30 миллионов рублей предлагается начать использование цифрового рубля с 1 июля 2025 года, предприятиям с доходом более 20 миллионов рублей – с 1 июля 2026 года, а всем остальным компаниям – с 1 июля 2027 года. В эти же сроки планируется введение цифрового рубля в банках и других финансовых организациях [6].
Серьезным риском для всей финансовый системы представляется тот факт, что введение цифрового рубля весьма вероятно негативно скажется на прибыльности банков ввиду относительной дешивизны операций с цифровыми рублями и невозможности осуществлять с ними отдельные банковские операции. Это, в свою очередь, противоречит ст. 75.1 Конституции РФ в части повышения уровня благосостояния граждан.
С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным добавить в подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» прямое указание на то, что цифровой рубль является составляющей валюты Российской Федерации как разновидность средств на банковском вкладе [4]. Это позволит не только повысить доверие к новому платежному инструменту среди потребителей, но и обеспечить единообразие правового регулирования.
Таким образом, внедрение цифрового рубля приведет к появлению полноценной российской валюты, и будет сопровождаться развитием обязательственной составляющей и усилением публично-правового компонента в регулировании его выпуска и обращения. Эта валюта является носителем российской денежной единицы, выпускается и контролируется государством через Банк России, выполняя все функции денег. Возможно, в будущем цифровой рубль станет финансовой основой для развития российских метавселенных.