Правила благоустройства территории города Красноярска: характеристика и анализ
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Правила благоустройства территории города Красноярска: характеристика и анализ
На сегодняшний день благоустройство городских территорий является одним из актуальных вопросов современного градостроительства того или иного региона.
Именно оно решает социальные задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением наиболее комфортных условий для различных видов деятельности населения, а также включает в себя состав, содержание и объемы работ по отдельным направлениям благоустройства жилых территорий определенных местностей, которые, несомненно, зависят от множества факторов.
Для того, чтобы приступить к правовому анализу правил благоустройства необходимо раскрыть само понятие правил.
Так, под правилами благоустройства следует понимать документ, который устанавливает требования, обязательные к исполнению как физическими, так и юридическими лицами на всей территории города и которые относятся к сфере благоустройства. Такие правила включают в себя в том числе требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, а также требования к внешнему виду фасадов и ограждений, с перечнем работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Следует упомянуть о том, что любые правила содержат в себе и основные положения, регулирующие организацию благоустройства территории определенного города, что позволяет более детально разрешать вопросы по их благоустройству.
Так, Правила благоустройства в городе Красноярск разрабатывала группа специалистов, в которую вошли градостроители, архитекторы, ученые, урбанисты, специалисты по озеленению, экологии, общественники и юристы. Этот документ был разработан с учетом всех требований, ограничений и норм, которые предусматривает законодательство Российской Федерации и был принят депутатами Городского Совета г. Красноярска 25 июня 2013 года, однако, к большому сожалению, последняя редакция (то есть актуальные изменения Правил) были внесены еще в июне 2018 года и, несомненно, являются не совсем актуальными на сегодняшний день [1].
На этом основании депутаты городского совета города еще в 2019 году отметили, что каждый акт имеет свои недостатки и Правила благоустройства не остались исключением.
Координатор группы Сергей Шахматов пояснил, что существенное несовершенство формулировок Правил благоустройства не позволяет эффективно работать в части надзора, контроля и привлечения к ответственности тех, кто нарушает вышеупомянутые Правила и отметил, что назрела необходимость в создании Департаментом городского хозяйства г. Красноярск новых поправок, с учетом внесения действующих Правил всех актуальных замечаний и предложений [2].
Для обсуждения этих вопросов были приглашены представители департамента городского хозяйства администрации города Красноярска, кафедры дендрологии лесохозяйственного факультета Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева, министры экологии и рационального природопользования Красноярского края, Институты леса по вопросам озеленения, управления дорог, инфраструктуры и другие.
На обсуждении были выдвинуты предложения по конкретизации понятийного аппарата Правил (например, закрепить в документ такие понятия как газон, цветник, клумба), а также определить ответственность за самовольный снос зеленых насаждений, строго регламентировать высадку и последующий уход за зелеными насаждениями.
Кафедры дендрологии лесохозяйственного факультета выступила с предложением о том, что все формулировки настоящих Правил должны носить не рекомендательный, а императивный характер, ведь как отмечали специалисты изучая практику других субъектов, видно, что во многих городах – столицах субъектов РФ, помимо городских Правил благоустройства, приняты соответствующие законы регионального уровня, а не носящие рекомендательный характер акты.
Кроме того, на обсуждении поправок в настоящие Правила была предложена идея о внесении в новый проект поправок списка информационного обеспечения по вопросам инвентаризации зеленых насаждений, что позволило бы оттолкнуться в планировании развития городского «зелёного каркаса» от фактического объема зеленых насаждений на территории Красноярска.
Полагаем, что большинство мнений участников рабочей группы являются целесообразными, а сами Правила благоустройства «сырыми» и они, безусловно, нуждаются в явной доработки со стороны властей города.
Предлагаем следующие предложения для внесения изменений. Во-первых, необходимо определить точность понятий Правил благоустройства территории города (с уточнением терминологии), исключить из документа неактуальные положения, внести методические рекомендаций по формированию городского ландшафта города Красноярска, а также рассмотреть возможность подготовки новых правил озеленения и содержания зелёных насаждений в структуре городского ландшафта [3].
Во-вторых, урегулировать вопросы о ведении открытой информационной базы благоустройства территории города Красноярска, с возможностью создания паспортов с уровнем благоустройства определенного района города.
В заключении отметим, что один из показателей качества проживания населения является уровень его благоустройства, поэтому целенаправленная деятельность по формированию благоприятной комфортной среды проживания населения составляет суть государственной градостроительной политики.