К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конференция: CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Годовая инфляция в Беларуси последние полгода постоянно снижается, это связано с изменениями в системе ценового образования. Установлен контроль над ценообразованием Директивой Президента от 6 октября 2022 года и Постановлением Совета Министров №713 О системе регулирования цен. Проблемы и перспективы развития системы государственного регулирования цен и тарифов стали особенно актуальными. Данная директива направлена на предотвращение роста цен на товары и услуги в Беларуси. В ней установлено, что цены на товары и услуги, производимые на территории Беларуси, не могут повышаться без согласования с правительством страны [4].
На сегодняшний день для повышения цен всем производителям необходимо проходить процедуру их согласования. Любые государственные предприятия или учреждения нашей страны обязаны будут получать у соответствующих госорганов разрешения на увеличение отпускных цен. Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели должны будут обращаться за разрешениями на повышение цен в местные органы власти – областные исполнительные комитеты или Минский городской исполнительный комитет [2].
С одной стороны, ужесточение порядка ценообразования обеспечивает защиту интересов потребителей, которые могут столкнуться с ростом цен на жизненно важные товары и услуги, также оказывает положительное воздействие на экономическую ситуацию в стране, уменьшив инфляционные давления и обеспечив устойчивость цен на рынке, но, с другой стороны, ограничивает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в свободном осуществлении их деятельности. В первую очередь, это касается организаций, осуществляющих сезонную торговлю. Для организации распродаж в конце сезона у них должна быть возможность устанавливать повышенные надбавки, когда продажи новой коллекции только стартуют. Такие организации приходят к выводу, что действующие предельные надбавки не позволяют им работать эффективно. И компании не только сужают ассортимент, но и задумываются о закрытии торговых объектов.
Регулирование сдерживания роста цен может привести к сокращению предложения на рынке, что в свою очередь приведет к дефициту определенных товаров и услуг. Также регулирование отдельных цен может привести к ускорению общего роста цен на потребительском рынке и в экономике в целом: явная или мнимая угроза введения регулирования цен на другие товары провоцирует более быстрый рост цен на них, пока регулирование еще не введено.
Можно сдерживать цены, но при этом временно поддерживать производителей с помощью субсидий, что позволит субъектам хозяйствования осуществлять свою деятельность без значительных убытков.
Госрегулирование цен приведет к росту "серой" экономики, контрабанде и созданию компаний, контролирующих рынок и соответственно развитие монополии. И наконец, к отсутствию инвестиций, поскольку просчитать бизнес-план в таких условиях практически невозможно.
Поэтому, чтобы предотвратить неблагоприятные и необратимые процессы, на наш взгляд, необходимо переходить от постоянного и повсеместного к временному и точечному регулированию цен. Белорусское законодательство, кстати, предусматривает возможность вводить регулирование цен на отдельные товары на срок до 90 дней, и к этой практике, по нашему мнению, следует возвращаться, когда в этом существует необходимость [1].
Для принятия выверенных решений в сфере ценового регулирования необходим регулярный диалог между органами государственного управления и бизнесом. Когда правительственные решения принимаются без учета позиции субъектов хозяйствования, со стороны последних появляется много вопросов и возникают риски товарного дефицита.
Яркий пример сказанному – постановление Совмина от 09.02.2023 № 114 «О временном регулировании цен», принятое «в связи с фактами необоснованного роста цен» и предполагающее введение ценового регулирования на товары, закупаемые сельхозорганизациями. Документ не проходил предварительного обсуждения с участием ведущих бизнес-союзов, поэтому уже в марте в адрес правительства стали поступать тревожные обращения от субъектов хозяйствования [3].
Этот пример в очередной раз подтверждает, что для выверенных решений в сфере ценового регулирования необходимо их предварительное обсуждение с участием бизнеса.
В связи с этим Правительство в I квартале 2023 г. поручило создать экспертный совет по вопросам ценообразования, соответствующая рабочая группа с участием представителей бизнеса и власти к настоящему времени уже заработала [3].
Можно подвести итог, что изменение законодательства Республики Беларусь в сфере ценообразования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несмотря на недостатки в законодательстве касаемо ценообразования уполномоченные государственные органы принимают решения по усовершенствованию положений порядка ценообразования, удовлетворению интересов как потребителей, так и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В связи с вышесказанным, мы считаем целесообразным предпринять следующие меры для усовершенствования законодательства в сфере ценообразования:
1. Необходимо переходить от постоянного и повсеместного к временному и точечному регулированию цен;
2. Временная поддержка производителей с помощью субсидий для сглаживания негативных последствий сдерживая роста цен;
3. Проводить постоянный мониторинг и анализ экономической ситуации, а также разрабатывать, внедрять и применять новые механизмы по регулированию ценообразования с предварительным обсуждением с субъектами хозяйствования;
4. Уменьшить налоговые нагрузки на бизнес, упростить процедуры регистрации юридических лиц и обеспечить упрощенный доступ к кредитам и финансированию.