Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Конференция: CLXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шарко Д.М. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(170). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(170).pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Шарко Денис Михайлович
студент, ЧОУ ВО «Южный университет (ИУБиП)», РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Цифровизация процессуальных документов в 21 веке является неотъемлемой частью человеческой жизни. Благодаря слиянию цифровой среды с уже существующими формами документации происходит не только упрощение учета, ведения и поиска необходимой информации, но так же и возникают некоторые проблемы.

Безусловно, вводя новые упрощенные процедуры с применением цифровых технология, подача и рассмотрение большого количества заявлений становится намного быстрее и автоматизирование.

К таким уголовно-процессуальным документам можно отнести [6]:

  1. заявление о преступлении;
  2. явка с повинной;
  3. постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании;
  4. или сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении, полученные из иных источников

Учитывая объем только вышеперечисленных документов, которые ежедневно находятся в обработке, можно прийти к выводу, что создание устойчивой цифровой среды, обеспечивающей автономную работы систем по обработке и рассмотрении и перенаправлении данной документации, обеспечит существенное снятие нагрузки с соответствующих органов, в чьи обязанности входила данная работа, позволив перенаправить высвобожденное время на разрешение не менее важных вопрос, которые на данный момент еще не удалось автоматизировать.

Так же хочется отметить, что данный алгоритм позволит не упустить сроки давности по конкретным делам, учитывая что у сотрудников полиции в делопроизводстве одновременно находится не менее 5 дел, которые находятся на разных этапах расследования. В случае автоматизации, сотрудникам больше не придется держать всю информацию о сроках в голове, если система сама будет указывать срок, в которые необходимо уложиться уполномоченному на то лицу и направить соответствующий документ в компетентный орган.

Однако стоит отметить, что не все процессы можно перевести в автоматизированный режим. К примеру, основным, на мой взгляд, процессом, который не должен подлежать автоматизации - является классификация преступления.

Во-первых, установленный алгоритм не сможет определить наиболее точно категорию преступления. Учитывая то, что данный механизм классификации будет основан на положениях УК РФ и, скорее всего, судебной практике, то определенно будут возникать коллизии, в которых верное решение может принять только компетентный на то специалист.

Согласно ст. 15 Уголовному Кодексу Российской Федерации, категоризация преступлений проводится в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

Во-вторых, каждый приговор должен отражать в себе положения ч. 2 ст. 43 УК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ целями наказания являются восстановление социальной справедливости, а также исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (превенция).

В-третьих, существует в уголовном праве такое понятие как освобождение от уголовной ответственности.

Освобождение от уголовной ответственности - отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от дальнейшего производства по уголовному делу, если факт совершения преступления данным лицом доказан.

Данному институту права выделена целая глава в общей части уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая 3 вышеперечисленных факта, можно прийти к выводу, что сбор, аккумуляция и перераспределение процессуальных документов – деятельность автоматизированных систем, которые внедряются на данный момент с большим успехом, а составление, рассмотрение и вынесение решений по тем же самым документам – исключительная инициатива уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел.

Одним из примеров таких систем, уже набравшую немалую популярность у общественности является сайт государственных услуг. [7]

Данная система позволяет выполнять такие базовые функции, в которых участие сотрудников внутренних дел сводится к минимуму, к примеру:

  1. Запись на прием в МВД
  2. Выдача заключений/справок
  3. Осуществление федерального государственного надзора, учета
  4. Лицензирование
  5. Оформление и выдача паспортов патентов и тд.

Данная система осуществляет упрощение предварительного сбора информации, для осуществления дальнейшей оперативной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Составление базового заявление уже упрощает и освобождает сотрудников от процесса проверки заполнения заявления, поданного заявителем, так как автоматизированная система выдает поля, которые необходимо заполнить и сама формирует заявление, которое автоматически направляется в соответствующее подразделение на рассмотрение, тем самым снимая нагрузку с последнего.

К сожалению, данная система имеет и значительные изъяны, которые требуют немедленной доработки для поддержания оперативной деятельности внутренних органов.

Во-первых, как и любой портал в интернете, Госуслуги может работать со сбоями. Некоторые ошибки зависят от неполадок на сайте, другие возникают из-за некорректной работы браузера. [8]

Во-вторых, отсутствие подробных инструкций по работе с данным сервисом.

В-третьих, постоянные доработки и устранения прежних неполадок нередко приводят к возникновению новых проблем, которых ранее не существовало.

Подытожив, хотелось бы отметить, что совершенствование автоматизированных систем по обработке информации необходимо, и должно происходить повсеместно. Так же, мы считаем, что необходимо выдерживать грань автоматизации, не допускать алгоритмы к выполнению таких работ, как вынесение решений по определенным уголовным вопросам, учитывая что на данный момент системы тех же камер видео-фиксации нередко начисляют штраф совершенно невиновным людям. И самым основным положением, которое должно повсеместно учитываться в любых ситуациях – соответствие автоматизированных систем действующему законодательству. Системами должны всегда учитываться основные принципы не только уголовного закона, КоАП, но и конституции. Принципы, на которых держится все современное общество, независимо от ситуации, лица, в отношении которого ведется предварительное следствие.

 

Список литературы:
1. Овчинский В. С. Криминология цифрового мира. М.: Норма: Инфра-М, 2018. Ст. 114 - 115.
2. Савельева, В.С. Основы квалификации преступлений. Учебное пособие / В.С. Савельева. - Москва: Гостехиздат, 2017. – 261 c.
3. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. - Москва: РГГУ, 2020. - 560 c.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.
6. https://fparf.ru/polemic/opinions/tsifrovizatsiya-ugolovnogo-sudoproizvodstva/
7. https://www.gosuslugi.ru/
8. https://gosuslugi.vip/polnoe-opisanie-prichin-pochemu-na-portale-gosuslug-ieroglify-vmesto-slov-i-kak-reshit-problemu/