ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Конференция: CCXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
Каждое современное социальное государство предусматривает в собственной системе гарантий поддержания надлежащего уровня жизни и здоровья граждан возможность получения ими пособия по временной нетрудоспособности.
В российском законодательстве данное право регламентировано ст. 183 Трудового кодекса Российской Федерации [3], более подробным образом оно отображено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту – Федеральный Закон № 255-ФЗ), устанавливающем случаи выплаты пособия по временном нетрудоспособности в ст. 5 [4].
Несмотря на то, что пособие по временной нетрудоспособности было введено в Российской Федерации около двадцати лет назад, на сегодняшний день до сих пор существует ряд возникающих на практике проблем, связанных с его назначением и выплатой. Подобные проблемы могут быть так же обусловлены и тем фактом, что в 2022 году российское законодательство в исследуемой области подверглось значительным трансформациям [2, с. 114].
Прежде всего необходимо отметить, что на сегодняшний день ни в законодательстве, ни в правовой доктрине нет общепризнанного определения понятия «нетрудоспособность», что вызывает определенные трудности на практике. В действующем российском законодательстве данное понятие только привязывается к конкретным состояниям, при наличии которых лицо признается нетрудоспособным.
По общему правилу, нетрудоспособность представляет собой конкретное состояние организма человека (заболевание, травма или прохождение процедуры протезирования). При этом для права социального обеспечения большое значение имеют причины признания лица таковым, так как именно они обуславливают предоставление ему определенных выплат. Выплата пособия по временной нетрудоспособности возможна даже в том случае, когда лицо полностью здорово и не имеет ограничения для осуществления той или иной деятельности по состоянию здоровья.
Благодаря данному факту представляется возможным в рамках права социального обеспечения полагать, что признание лица нетрудоспособным возможно не только в случае конкретного состояния здоровья человека, которое препятствует осуществлению им своей деятельности, но и в случае наличия иных причин социального характера. Такие социальные причины могут быть связаны, например, с необходимостью ухода за больным членом семьи, карантином застрахованного лица или ребенка в возрасте до 7 лет.
В правоприменительной практике достаточно актуальной является проблема определения размера пособия по временной нетрудоспособности, рассмотрим её более подробно.
Так, согласно ст. 7 Федерального Закона № 255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности строго привязывается к величине трудового стажа лица. В научной литературе данное положение достаточно остро критикуется: указывается, что подобный подход не в полной мере отвечает интересам работника, поскольку очевидно снижает размер соответствующих выплат.
В замен данного законодательного положения авторами предлагается установить принцип определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от количества дней проистечения обстоятельства, обусловившего необходимость данных выплат. Именно данная позиция является приоритетной в актуальной литературе [1, с. 52].
Исходя из всего вышеизложенного, нами делается следующий вывод: несмотря на значение пособия по временной нетрудоспособности для поддержания имущественного положения граждан в определенных жизненных ситуациях, данный вопрос в современном российском законодательстве регламентирован не полным образом. Подобный подход значительно снижает эффективность существующих в Российской Федерации социальных гарантий и негативно сказывается на степени защищенности трудовых и иных социальных прав граждан.
Однако представляется возможным решение указанных в тексте работы проблем путем внесения изменения в законодательство. Подобные решения значительным образом повысят степень разработанности законодательства в области социального обеспечения граждан.
Для чего предлагается модернизировать ст. 1.2 Федерального Закона № 255-ФЗ путем добавления в неё пункта 7, предусматривающего следующее положение: «нетрудоспособность – обуславливающее возникновение потребности в социальном обеспечении застрахованного лица состояние, связанное со случаями, регламентированными ст. 5 настоящего Федерального закона».
Именно данное определение наиболее полным образом охватывает все существенные характеристики нетрудоспособности как социально-правового состояния. Введение его в действующее российское законодательство позволит устранить существующих пробел правового регулирования.
Помимо этого, также предлагается изменить предусмотренный ст. 7 Федерального Закона № 255-ФЗ принцип выплаты пособия по временной нетрудоспособности, заменив основание его исчисления со страхового стажа на количественную характеристику дней продолжительности события, обусловившего необходимость выплаты данного пособия, что наиболее полным образом защитит имущественные права и законные интересы застрахованных лиц.