Статья:

О введении нового способа замещения должности главы муниципального образования в Российской Федерации

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Пермякова А.П. О введении нового способа замещения должности главы муниципального образования в Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О введении нового способа замещения должности главы муниципального образования в Российской Федерации

Пермякова Алена Павловна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Федеральным законом от 3 февраля 2015 года № 8-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был введен новый способ замещения должности главы муниципального образования - избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Процедура организации и проведения такого конкурса подробно урегулирована в части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131- ФЗ).

Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ установлено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Условия проведения конкурса должны быть прописаны в указанном выше порядке в уставе муниципального образования. По результатам этого комиссия может не допускать отдельных кандидатов к процедуре избрания представительным органом муниципального образования, однако она обязана информировать представительный орган муниципального образования обо всех кандидатах с предоставлением мотивированного основания их недопуска к процедуре избрания.

Федеральным законом от 02 июня 2016 года №171-ФЗ «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено требование для конкурсной комиссии – представить представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования не менее двух зарегистрированных кандидатов. В случае несоблюдения этого условия или отсутствия второго кандидата выборы главы муниципального образования должны быть признаны несостоявшимися.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности частей 4,5 и 51 статьи 35, частей 2 и 31 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ и части 11 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом депутатов Государственной Думы от 1 декабря 2015 года №30-П подвело в известном смысле черту под новым этапом муниципального строительства, запущенного Федеральным законом от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», признав его основные новеллы, связанные с процедурой избрания/формирования органов местного самоуправления, и ролью в этом процессе органов государственной власти субъектов Российской Федерации конституционными. Субъекты Российской Федерации обязаны привести свое законодательство в соответствие с провозглашенным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с принятием поправок к Федеральному закону №131-ФЗ большинство муниципальных образований приняли законы о внесении изменений в уставы городов, тем самым уйдя от прямых выборов главы муниципальных образований.

Министерство юстиции Российской Федерации, которое сегодня является головным федеральным ведомством в сфере федеративного устройства и местного самоуправления, подводя итоги мониторинга реализации соответствующих положений новой редакции Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, в своем разъяснении отметило, в свою очередь, что существенных проблем, связанных с применением Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ не выявлено.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что участие жителей города в выборе глав полностью отсутствует. Граждане никак не могут повлиять на исход выборов. Но тем не менее каждый человек, независимо от места проживания, может попытаться стать главой и реализовать свое право быть избранным, главное, чтобы были соблюдены требования, предъявляемые кандидату на пост главы муниципального образования. Но несмотря на это, по-моему мнению, данная процедура избрания главы муниципального образования собранием депутатов городского округа или другим представительным органом города, ущемляет права граждан, проживающих на территории муниципального образования и лишенных права выбора.

Также существует противоположное мнение, что прямые выборы ослабляют власть. В случае прямых выборов на должность главы могут зарегистрироваться люди без образования, без опыта работы. Люди, которые много говорят о том, что надо сделать, а как это сделать – не имеют никакого представления. В данном случае получается, что при прямых выборах избрание главы зависит либо от личностного восприятия определенного человека, или от количества обещаний кандидата на пост главы.

Если рассмотреть конституционно-правовой статус местного самоуправления, то можно выделить то, что местное самоуправление выступает обязательной на всей территории Российской Федерации формой публично-территориальной самоорганизованности населения, обеспечивает участие граждан в самостоятельном и под свою ответственность решении населением непосредственно и через представительство в выборных органах и других органах местного самоуправления вопросов местного значения, и одновременно является неотъемлемой частью единого механизма управления делами федеративного государства, в рамках которого органы местного самоуправления при взаимодействии с вышестоящими органами участвует в конституционно установленных задачах по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, создание условий для достойной жизни и развития человека. Из данного определения конституционно-правового статуса органов местного самоуправления можно отметить то, что в связи с принятием поправок к Федеральному закону №131-ФЗ самостоятельное участие граждан в решениях вопросов местного значения, как уже отмечалось выше, ущемляется, как раз за счет ликвидации положения о прямых выборах. Так исторически сложилось, что прямые выборы были отождествлением проявления демократического строя государства и их результаты являлись гласом народонаселения, а в условиях сложившихся на сегодняшний день, уход от прямых выборов лишь усугубит обстановку в регионах страны, в которых не согласны с выбором представительных органов. Все это порождает недовольство среди населения и появление организаций подрывающий авторитет государственной власти. Для искоренения подобных народных волнений и упрочения государственной власти, я считаю, что в первую очередь выбор представительного органа должен быть объективным и учитывать народное мнение. А во вторую очередь избранный глава должен вести активную работу с населением удовлетворяя их наиболее важные требования и тем самым укрепляя социально-экономический статус муниципального образования и повышая доверие населения к государственной власти в целом.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 03.02.2015 №8 «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 02.06.2016 №171 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
4. Постановление Конституционного суда РФ от 01.12.2015 №30-П «По делу о проверке конституционности частей 4, 5 и 5.1 статьи 35, частей 2 и 3.1 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 1.1 статьи 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // http://www.consultant.ru.
5. Федеральный закон от 27.05.2014 №136 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru.
6. Разъяснение Министерства Юстиции РФ «Об отдельных вопросах реализации положений Федерального закона 27.05.2014 №136-ФЗ» // http://minjust.ru.