Мельдоний – переоцененная фармакология или политический заговор?
Конференция: LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
LXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Мельдоний – переоцененная фармакология или политический заговор?
С каждым днем в список запрещенных лекарств попадают все новые и новые препараты. Это не может не вызывать возмущения в связи с вопросом «А что делать, если спортсмен принимал «допинговое» лекарство и раньше, не для улучшения своих результатов, а для поддержания своего здоровья?» Одним из таких лекарств стал «Мельдоний», включенный в список допинга 1 января 2016 года. Сам по себе милдронат является жизненно-необходимым сердечным лекарством, который принимают миллионы людей, и спортсмены тоже. Такой спортсменкой стала известная теннисистка Мария Шарапова, уличенная в приеме допинга. Теннисистка принимала допинг в качестве лекарства, так как с детства имела проблемы с сердцем [1; c. 136].
Признание мельдония Всемирным антидопинговым агенством (WADA) в качестве допинга вызвало огромнейший диссонанс в спортивной среде. Прежде всего, следует отметить, что милдронат является непосредственным фармацевтическим препаратом, действующим веществом которого является мельдоний.
Сам по себе «Мельдониевый кошмар» вызван тем, что мельдоний попал в список допинговых средств либо по ошибке, либо же в результате антироссийского заговора [2; c. 16]. Таким образом, ставится под сомнение переоценка фармакологических свойств мельдония и его положительных воздействий на показатели выносливости спортсмена.
Изначально мельдоний являлся одним из препаратов аптечной фармакологии, который был призван улучшить состояние выносливости спортсмена путем определенных химических реакций. Таким образом, он множество лет был абсолютно легальным и в один момент внезапно стал допинговым средствам. Несмотря на то, что WADA пошло на уступки и косвенно признало свою неправоту, по факту скандал с мельдонием до сих пор считается максимально несправедливым и лишь только ухудшает имидж нашего спорта, внеся определенную неясность в критерии отнесения медицинских препаратов к допинговым медикаментам. Наряду с мельдонием профессиональные спортсмены в процессе подготовки к соревнованиям используют множество препаратов, которые в той или иной степени влияют на процессы, происходящие в организме. К числу таких препаратов также относится «Рибоксин», прочитав инструкцию которого и фармакологическое действие, можно сделать вывод, что он выполняет те же функции, что и некоторые препараты стероидной природы, однако WADA ставит под сомнение именно мельдоний.
Основной задачей мельдония является стимуляция синтеза оксида азота в эндотелии кровеносных сосудов, что приводит к нормализации сосудистого тонуса и снижению периферического сосудистого сопротивления, что в свою очередь, косвенно влияет на повышение выносливости спортсмена, хоть и некоторые специалисты ставят данный факт под сомнение, заявляя, что мельдоний защищает сердце от предельных и запредельных нагрузок во время тренировок и на соревнованиях, что позволяет сердечнососудистой системе лучше под них адаптироваться [3; c. 98].
Допинговый скандал вокруг Российской Федерации продолжается по сей день. Всемирное антидопинговое агентство не имеет фактической юридической силы, но его решения носят рекомендательный характер, которого, в большинстве случаев, придерживаются. Последней такой рекомендацией был допуск российских спортсменов к Олимпиаде-2020 исключительно под нейтральным флагом, что свидетельствует не о том, что только российские спортсмены используют фармакологические средства допингового характера, а о том, что данные санкции носят более политический антироссийский характер.
Политика проникла практически на все уровни нашей жизни, в том числе и в спорт. Если данная ситуация не разрешится мирным путем, то российские спортсмены будут вынуждены либо отказаться от выступлений совсем, что значит лишить смысла все их годы тренировок, постоянную борьбу со своими спортивными неудачами и преодоление их в мечте проявить себя на Олимпийских играх, являясь лицом своего государства, либо же выступать под нейтральным флагом или оформить гражданство другой страны. В данной политической игре, тяжелый выбор падает исключительно на плечи спортсменов.
Следует отметить, что до недавнего времени достижения российских атлетов никогда не ставились под сомнения до скандала связанного с мельдонием. Фактических нарушений со стороны наших спортсменов не было, поскольку Всемирным антидопинговым агентством либо в силу некомпетентности, либо в силу политического фактора не было учтено, что мельдоний вымывается из организма дольше, чем иные допинговые вещества, принятые такими на момент скандала [4; c. 26].
Учитывая, что спортивное право является больше отраслью международного права, чем национального, его рамки многократно обостряются в связи с подобного рода скандалами, поскольку хоть и при очевидности их политического характера, необходимо вводить особый контроль за подготовкой спортсмена к соревнованиям, дабы исключить дальнейшие потенциальные подозрения в сторону наших молодых спортсменов.