Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гросс Д.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(229). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(229).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ МЕДИАЦИИ

Гросс Дарья Андреевна
магистрант, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Современный мир развивается стремительно и отличается интенсивным формированием и продвижением информационных технологий. Сегодня сложно представить какую-либо сферу нашей жизни без информационных технологий. Развитие автоматизированных систем программного обеспечения, электронных банков и баз данных, обработка информации, интенсивное развитие телекоммуникационных сетей, охватывающих и Интернет, значительно меняют общественные отношения. В юридической деятельности новые технологии внедряются так же активно, благодаря чему работа становится намного рациональнее, быстрее и удобнее. Каждый юрист работает с большим объемом информации, осуществляя передачу, получение, хранение и переработку данных. Многообразие задач в работе обеспечивает необходимость работать с информационными технологиями от привычных всем текстовых редакторов до автоматизированных систем-консультантов.

Что же касается урегулирования частноправовых конфликтов путем применения альтернативных способов разрешения споров, то в последнее время наблюдается тенденция к увеличению использования информационных технологий в данной сфере. В нынешнем мире, где информационные, цифровые, информационно-коммуникационные и иные новые технологии выполняют главную роль в экономической, политической, военной, социальной и иных сферах, неиспользование их для правового регулирования, для мирного урегулирования конфликтов было бы абсурдным.

Обратимся к международной практике. В Европе действует Единая европейская платформа онлайн-разрешения споров (European Online Dispute Resolution (ODR) platform) [1]. Все представители интернет-коммерции, реализующие продукцию в ЕС, Исландии, Лихтенштейне или Норвегии, обязаны предоставить легкодоступную ссылку на указанную платформу и адрес электронной почты, чтобы платформа могла связаться с ними (ст. 14 Регламента Европейского Парламента и Совета № 524/201325 от 21 мая 2013 года «О разрешении потребительских споров онлайн и изменении Регламента (ЕС) № 2006/2004 и Директивы 2009/22/ЕС (ЕС)») [2]. Данная платформа предлагает широкий перечень возможностей. На главной странице располагается иконка с надписью «Найти решение». После нажатия на нее система предложит вам ответить на несколько вопросов, связанных непосредственно со спором. Вам необходимо будет указать страны спорящих сторон, вид спора и действия, которые предпринимались для его разрешения. При заполнении всех необходимых данных вам автоматически будут предложены варианты разрешения вашего спора и органы, куда вы сможете обратиться. Сегодня нельзя представить существование интернет-торговли без этого вида альтернативного разрешения споров. Однако его потенциал ограничен, а для повышения эффективности следует внедрять цифровые технологии.

В Республике Беларусь онлайн-ресурсы используются в практической деятельности органов адвокатуры, налоговых органов, а также при осуществлении правосудия. Так, с августа 2017 года на модернизированном интернет-портале судов общей юрисдикции начала функционировать система электронных сервисов E-court «Электронное судопроизводство по экономическим делам». Это сервисы «Банк данных судебных постановлений», «Картотека обращений», «Картотека дел» и «Расписание судебных заседаний». Доступ к ресурсу является свободным (бесплатным) и предоставляется всем зарегистрированным пользователям интернет-портала, прошедшим авторизацию.

Информационные технологии не обошли стороной и институт медиации. Проведение онлайн-медиации имеет свои перспективы в Республике Беларусь. В связи с этим можно встретить ряд статей, связанных с проведением онлайн-медиации [3]. Однако на законодательном уровне данный вид медиации не закреплен.

Закон Республики Беларусь «О медиации», определяющий сущность медиации, основные принципы ее проведения, участников данной процедуры, не содержит положений об онлайн-медиации и порядке ее проведения [4]. В связи с этим можно руководствоваться принципом: «что не запрещено, то разрешено». Вернее будет отметить, что такой вид медиации не запрещен нормами действующего законодательства. Проведение онлайн-медиации позволяет в полной мере реализовать основные принципы данной процедуры: добровольность, добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность.

Онлайн-медиация имеет ряд преимуществ:

- сокращение времени, необходимого для разрешения спора;

- возможность оперативного реагирования для решения срочных вопросов;

- отсутствие географических границ для использования медиации;

- минимизация расходов сторон на участие в процедуре медиации;

- снижения уровня эмоций сторон конфликта.

Однако существует и ряд факторов, которые препятствуют поступательному развитию медиативных технологий, в том числе и онлайн-медиации. Среди них можно выделить недостаточную осведомленность граждан о самой процедуре и ее преимуществах; непонимание конфликта и сущности медиабельности споров; низкий уровень владения цифровыми, информационными и иными новыми технологиями в конкретных областях, недоверие к ним; отсутствие технических возможностей для онлайн-медиации.

На наш взгляд, онлайн-медиация в Республике Беларусь должна быть облечена в правовую форму. Это представляется возможным путем внесения изменений в Закон Республики Беларусь «О медиации». В связи с этим предлагаем дополнить статью 2 вышеназванного закона пунктом следующего содержания:

«31. Действие настоящего Закона распространяется на медиацию, проводимую как при личном присутствии сторон конфликта, так и посредством использования систем видео-конференц-связи».

Целесообразным видится и разработка программы (чат-бота), определяющей медиабельность конфликтов, а также предлагающей юрисдикционные органы, способные разрешить спор. По нашему мнению, данная программа должна быть представлена на сайте судов, что упростит выбор гражданами способа разрешения спора.

Таким образом, в связи с развитием информационных технологией происходит трансформация и самого общества. Также и право должно изменяться в связи с веяниями времени, используя современные технологии и новые способы разрешения споров.

 

Список литературы:
1. European Online Dispute Resolution (ODR) platform [Electronic resource]. -  Mode of access: https://ec.europa.eu/consumers/odr/main/?event=main.home2.show. - Date of access:13.11.2023.
2. Regulation (EU) No. 524/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on online dispute resolution for consumer disputes and amending Regulation (EC) No. 2006/2004 and Directive 2009/22/EC (Regulation on consumer ODR) [Electronic resource]. - Mode of access: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32013R0524. - Date of access: 13.11.2023.
3. Головенчик, Н.А. Обзор разрешения спора в процедуре медиации о возмещении материального ущерба [Электронный ресурс]: [по состоянию на 01.03.2021] / Н.А. Головенчик // Онлайн-сервис готовых решений ilex / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2023.
4. О медиации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2013 г., № 58-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2023.