Законодательство субъектов РФ и его место в системе российского законодательства: к вопросу о понятии
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Законодательство субъектов РФ и его место в системе российского законодательства: к вопросу о понятии
Необходимость рассмотрения понятийного аппарата законодательства субъектов РФ равно, как и определение его места обуславливается спецификой системы российского законодательства.
В данной статье ставится задача рассмотреть все подходы к понятию законодательства субъектов РФ. Авторы прослеживают формирование единого понятия законодательства субъектов, а также рассматривают место в системе российского законодательства.
Совершенствование законодательной базы субъектов РФ неизбежно влечет за собой образование целый комплекс споров у правоведов в области его содержания и сущности. Поэтому для более расширения понимания законодательства субъектов РФ необходимо провести соответствующий анализ всех положений об основополагающих подходах к понятию «законодательства субъекта РФ» и его характерных чертах, которые содержатся в специализированной литературе и законодательных актах.
Для последующего формирования единого конкретизирующего определения «законодательству субъекта РФ» необходимо первоначально в полной мере рассмотреть и проанализировать определение «законодательства». Также следует отметить, что настоящий термин употребляется почти во всех нормативно-правовых актах, которые принимаются и на федеральном уровне, и на уровне субъекта РФ. Но при этом само определение «законодательству» достаточно многозначно характеризуется как в общей теории права, так и в иных более конкретизирующих отрасли российского права научных дисциплинах. При отсутствии же единого и полного нормативного закрепления образовываются некоторые трудности в правоприменении, правотворчестве, а также систематизации данных нормативно-правовых актов.
Исходя из вышеизложенного, в юридической литературе принято выделять два подхода при рассмотрении определения «законодательству»: широкий (который общее распространение получил в советской России при командно-административной системе) и узкий, соответственно. Так, рассматривая понимание законодательства в широком смысле, следует отметить, что под ним понимается система всех актуальных нормативно-правовых актов и соглашений нормативного характера.
Рассматривая же законодательство в узком понимании, можно отметить, что под ним понимается некая совокупность законов и других нормативно-правовых актов законодательной власти. Так, сторонники данной концепции прямо устанавливают на невозможность полного конкретизирующего толкования.
В свою очередь, сторонники широкой трактовки обосновываются тем, что определение «законодательства» в широком смысле прямо регламентируется Конституцией РФ от 12 декабря 1993 года в части 2 статьи 5, а также пункта «о» статьи 71, и пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ соответственно. Кроме того, от широкого определения «законодательства» значение закона равно, как и его авторитет, ничуть не ослабляется, поскольку его юридическая сила реализуется не посредством терминологии, а точными, ясными и полными законодательными положениями.
В настоящее время абсолютное большинство всех кодифицированных актов имеют «узкое» значение законодательства, другими словами, определение «законодательство» характеризуется как система законов, а подзаконные акты (при их включении в круг источников права) регламентируются как обособленные источники вместе с законами.
На уровне субъектов РФ применяется как узкое понимание «законодательства», так и широкое, однако следует заметить, что больше распространено широкое понимание законодательству.
Также в большинстве Конституций и уставов субъектов РФ определение «законодательства» не применяется, а используется такое определение, как «система нормативно-правовых актов». Исходя из вышеизложенного, законодательство субъекта РФ следует определять как совокупность нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов законодательства субъекта РФ), которая регулирует непосредственно общественные отношения и имеет юридическую силу на всей территории данного субъекта РФ.
Для последующего определения законодательства субъектов РФ следует проанализировать основные признаки законодательства субъектов. Их выделение, главным образом, позволит конкретизировать понятие законодательства субъектов РФ. В специализированной литературе выделяют такие признаки законодательства субъектов РФ, как:
1. Отнесение законодательства субъекта как составной части в законодательство всего государства. Для последующего анализирования этого признака следует структурировать законодательство РФ. В юридической литературе выделяются разнообразные подходы к подразделению на уровни законодательства государства. Цалиев А.М. в своих трудах считает, что в теории права существует двухуровневая система законодательства государства в целом: федеральное законодательство и законодательство субъектов. Исходя из смысла ст. 12 Конституции РФ, местное самоуправление в рамках своих правомочий обособленно, органы местного самоуправления являются составляющей общей системы органов государственной власти.
Таким образом, включение нормативных правовых актов в общую систему федерального законодательства либо законодательства субъектов противоречит положениям Конституции РФ. Наряду с этим, большинство правоведов принимает единую точку зрения о том, что законодательная база субъектов РФ - составная часть законодательства всего государства. Эта позиция закрепляется и во многих нормативно-правовых актов субъектов РФ.
2. Частичная обособленность законодательства субъекта РФ.
Согласно статье 5 Конституции РФ субъект РФ обладает собственным законодательством. Наряду с этим, законодательство субъектов РФ следует соблюдать следующие требования:
· данное законодательство не может противоречить Конституции РФ и федеральному законодательству в целом.
Регламентированная в Конституции РФ концепция высшей юридической силы и прямом действии основного закона государства значит, что конституционные нормы превалируют над законами и подзаконными актами. В свою очередь, при рассмотрении дел судам следует рассматривать, что в случае, когда подлежащий применению закон или другой нормативно-правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, который принят по вопросам ведения РФ или в совместном ведении РФ и его субъекта.
В случае, когда существуют некоторые противоречия между нормативно-правовым актом субъекта РФ, который принят по вопросам ведения субъекта РФ, и федеральным законом соответственно, то согласно части 6 статьи 76 Конституции РФ применению подлежит нормативно-правовой акт субъекта РФ.
· законодательство субъектов РФ не может противоречить международным договорам.
Исходя из смысла части 4 статьи 15 Конституции РФ, в случае, когда международным договором РФ устанавливаются другие положения, чем предусмотренные законом субъекта РФ, то естественно применяются правила международного договора. Так, решения о согласии на общеобязательность для государства международных договоров следует принимать законодательными органами РФ либо уполномоченными на то организациями в пределах своей компетенции, которая прямо зарегламентирована Конституцией РФ и другими актами национального законодательства, согласно статье 6 Федерального закона «О международных договорах РФ».
3. запрет нарушений принципа самостоятельности местного самоуправления.
Согласно ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Следовательно, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ не вправе препятствовать или каким-либо иным образом ограничивать право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Исходя из вышеизложенного, законодательные органы имеют право обособленно в установленном порядке и согласно своим полномочиям принять нормативные правовые акты, а также определять свое содержание. Наряду с этим, данные акты не могут противоречить Конституции РФ, федеральному и международному законодательству.
4. Систематизированность законодательства субъекта РФ.
Рассматривая данную характерную черту, следует отметить, что основное значение играет зависимость самого законодательства и его структуры от федеративного характера государства. Так единой системой законодательства были объединены подсистемы двух уровней: федеративного уровня и уровня субъекта. В случае, когда федеральное законодательство - единая подсистема, то в отличие от нее, все субъекты самостоятельно формируют собственные подсистемы законодательной базы, которые отличаются от подсистем остальных субъектов федерации.
В структуре законодательства субъекта РФ различные виды и формы нормативных правовых актов занимают строго определенное место и имеют различную юридическую силу, то есть между ними существует связь иерархического типа: Конституция (устав) субъекта РФ, законы субъекта РФ, постановления законодательного (представительного) орган государственной власти субъекта РФ и указы (постановления) высшего должностного лица субъекта РФ и т.д. Во многих субъектах РФ «субъектное» законодательство уже сформировалось, и образовывает систему, для того, чтобы не противоречить друг другу и иметь между собой устойчивые связи.
Законодательство субъектов РФ признается системой, так как соответствует основополагающим положениям теории системы, а также обладает целостностью и имеет точные границы и тесно контактирует с остальными системами.
Под полными и точными границами следует понимать структурную самостоятельность законодательства субъектов РФ:
· в зависимости от предмета ведения и уровня органов государственной власти;
· от территориального действия нормативно-правовых актов данного субъекта РФ.
Под тесным контактированием, в данном случае, понимается многообразие системных связей, которые складываются в системе законодательства РФ.
В заключении необходимо отметить, что определение «законодательства субъектов РФ» - определение относительно новое, так как базу для становления и последующего развития образовала Конституция РФ, которая вступила в силу «12» декабря 1993 г. По результатам проведенного исследования данный термин следует понимать как систему правовых актов, которые регулируют общественные отношения и имеют юридическую силу на всей территории определенного субъекта РФ.
Тенденции развития законодательной базы субъектов РФ позволяют предполагать, что в настоящее время законодательство находится в стадии перехода от количественных показателей к качественным, что является, безусловно, положительным моментом. Совершенствование законодательной базы субъекта РФ имеет достаточно динамичный характер и нуждается в постоянном исследовании представителей научных кругов и органов законодательной власти РФ.