Статья:

ПОНЯТИЕ «БЮДЖЕТНАЯ УСЛУГА» И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Капытовский Н.И., Шевеленкова В.А. ПОНЯТИЕ «БЮДЖЕТНАЯ УСЛУГА» И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(171). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(171).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ «БЮДЖЕТНАЯ УСЛУГА» И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Капытовский Никита Игоревич
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Шевеленкова Варвара Алексеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

В бюджетный процесс Республики Беларусь с принятием Приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 2015 г. № 1080 проводится процедура планомерного внедрения системы среднесрочного планирования и бюджетирования, ориентированного на результат. Сущность методологии бюджетирования, ориентированного на результат, заключается в следующем: процесс планирования и исполнения бюджета неразрывно связан с достижением определенного результата. В связи с этим, этап выяснения результата бюджетирования, ориентированного на результат, является наиболее значимым, поскольку именно результат устанавливает стандарт качества и определяет объем, содержание, тариф услуги.

Отметим, что для внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, требуется чёткое выделение единицы деятельности субъектов бюджетного планирования как основы для оценки результативности и эффективности этой деятельности [1, с. 291]. Данной единицей деятельности в контексте бюджетного планирования выступает бюджетная услуга.

Национальное законодательство, как и законодательство ряда других стран на постсоветском пространстве, не дает трактовки понятия «бюджетной услуги». В связи с этим возникает нужда в научно-правовой разработке содержания данного понятия, поскольку у органов исполнительной власти на всех уровнях также отсутствует четкость его понимания и применения при осуществлении своих функций.  

Так, законодатель 2 мая 2017 г. предпринял попытку закрепления понятия «бюджетной услуги» в перспективе, что нашло свое текстуальное выражение в одобренной Президиумом Совета Министров Республики Беларусь «Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года» [2], а именно:

« - ввести на законодательном уровне понятие «бюджетная услуга», разработать перечень бюджетных услуг по видам деятельности для дальнейшего определения по каждой бюджетной услуге методов расчета бюджетных ассигнований, в соответствии с которыми будут осуществляться планирование бюджета и применяться механизмы эффективного распределения и использования бюджетных средств...».

Выполнение вышеупомянутых задач прогнозировалось до 2020 г. В настоящее время понятие «бюджетной услуги» находит своё отражение лишь в документах по внедрению метода расчетов бюджетных ассигнований, основанного на использовании нормативов расходов на одного потребителя и (или) в отрасли.  Однако, стоит отметить очевидную затруднительность поиска определения «бюджетной услуги» в широком пласте нормативных документов как для специалистов в сфере юриспруденции, так и для обычных граждан.

Нормативное закрепление данного понятия позволит повысить эффективность бюджетных расходов за счет целевого использования государственных средств. В бюджетный процесс в Республике Беларусь поэтапно внедряется нормативный метод бюджетного планирования, ориентированный на стоимость бюджетной услуги в расчете на одного потребителя, в соответствии с принципом «деньги следуют за потребителем бюджетной услуги». Применение данного метода направлено на выработку унифицированных подходов к выделению бюджетных средств различным учреждениям и организациям, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств.  Эффективность бюджетных расходов является одним из направлений к которому Республика Беларусь уделяет большое внимание в последние годы.

Учитывая все проблемы, возникающие в связи с отсутствием официального толкования понятия «бюджетной услуги» в национальном финансовом законодательстве Республики Беларусь, предлагаем внести определение данного понятия в Бюджетный кодекс Республики Беларусь – основной документ, регламентирующий бюджетный процесс в Республике Беларусь в следующей редакции:  «Бюджетная услуга – услуга, оказываемая органами исполнительной власти и созданными ими учреждениями, предоставляющими услуги за счет средств республиканского бюджета, в пользу населения Республики Беларусь».

 

Список литературы:
1. Зеленкова, Р. А. Понятие бюджетная услуга в условиях бюджетирования, ориентированного на результат // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 34. – С. 291-296.
2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года: [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (Дата обращения 02.05.2022).