ТОКЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ
Конференция: CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ТОКЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ
С развитием технологий блокчейн и криптовалют, а также увеличением популярности цифровых токенов, вопросы налогообложения операций с этими активами становятся все более актуальными. Цифровые токены могут представлять собой различные виды активов, включая криптовалюты и другие.
В последнее время, операции с криптовалютой стали популярными, особенно среди молодежи. Зачастую граждане из-за получения быстрого заработка не изучают законодательство и допускают нарушения, которые в свою очередь ведут к серьезным последствиям. В данном тезисе мы рассмотрим основные аспекты налогообложения операций с цифровыми знаками для физических лиц.
Токен — цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют. Они представляют собой цифровые активы, создаваемые на основе блокчейн-технологий, котрые могут выполнять различные функции, включая представление прав на активы, участие в голосовании, доступ к услугам и многие другие. Каждый токен имеет номинальную стоимость, фиксированную ставку доходности и ограниченный срок обращения.
В Республике Беларусь вопросы, связанные с регулированием цифровых активов, регламентируются Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», Налоговым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь № 367 "Об обращении цифровых знаков (токенов)".
Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) физическим лицам разрешено владеть токенами, совершать их майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены [1].
При этом разрешенные к осуществлению операции с токенами должны производиться в соответствии с требованиями Декрета №8, в силу которых деятельность для физических лиц разрешена, когда она реализуется самостоятельно, без привлечения иных физических лиц. В свою очередь, содействие иным лицам в совершении операций с токенами является незаконным и запрещается.
С 1 января 2025 года в законодательство Республики Беларусь были внесены изменения, которые скорректировали некоторые вопросы налогообложения цифровых активов. Глава 18 Налогового Кодекса Беларуси, регулирующая порядок уплаты подоходного налога, дополнилась статьей 202-1. Эта статья определяет, за что физические лица теперь платят подоходный налог в отношении доходов, полученных по операциям с токенами.
Итак, с 2025 года облагаются подоходным налогом операции по договорам, заключенным с зарубежной торговой площадкой. Если лицо напрямую обращаетесь к иностранной площадке и в результате совершенных на ней различных сделок получает фиатные деньги, то оно должно уплатить налог. Сделки по купле-продаже токенов между двумя физическими лицами в целях получения дохода также облагаются налогом.
Стоит отметить, что от налога освобождаются: доходы, полученные по операциям с токенами, совершенным через резидентов Парка высоких технологий; доходы, полученные по операциям с токенами, созданными резидентами и (или) через резидентов ПВТ; доходы от деятельности по майнингу; доходы от обмена токенов на иные токены, за исключением доходов, полученных в рамках незаконной и запрещенной деятельности; токены в виде наследства; токены, полученные в подарок от близких родственников и другие.
Налогообложение криптовалютных операций для физических лиц будет проходить по обычным правилам. Стандартная ставка для физических лиц – 13% от прибыли. А согласно статье 214 Налогового кодекса: Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере двадцать шесть (26) процентов в отношении доходов, при установлении контролирующим органом факта непредставления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и неуплаты подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных по операциям с токенами [2]. С введением налогообложения, у людей, совершавших операции с цифровыми активами, возникает обязанность включать эти доходы в налоговую декларацию. И подавать ее по общим правилам, до 31 марта следующего года. Если налогоплательщик имеет в цифровом мире несколько разных аккаунтов, то рассчитывать налоги будут по каждому аккаунту как по отдельной «цифровой личности», а потом суммируют начисленное для реального плательщика. При этом, согласно статье 221, доходами от таких операций для целей исчисления подоходного налога будут считаться любые виды доходов, в том числе полученные от таких действий, как майнинг, обмен токенов на иные токены, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги [2]. При расчете налога на доходы от операций с токенами можно вычесть расходы, такие как стоимость покупки токенов и комиссии платформ или блокчейнов. Для этого нужно при подаче налоговой декларации предоставить документы, подтверждающие эти затраты: распечатки с сайтов криптоплатформ, подтверждения транзакций в блокчейне, договоры купли-продажи токенов и прочее. Если физическое лицо при получении доходов, подлежащих налогообложению, не представит декларацию, то оно будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа от двух до десяти базовых величин, а если не уплатит налог, то штраф составит 15% от неуплаченной суммы. А если налог умышленно не уплачивается, то размер штрафа составит 40% от неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых величин. Будут начислены пени за каждый день просрочки уплаты налога. И они могут существенно увеличить итоговую сумму к выплате государству. Есть судебная перспектива. При крупных суммах появляется риск уголовной ответственности. По всему выходит, что новые правила приближают криптовалюты и другие токены к состоянию прочих активов в отечественной юрисдикции. Доходы от операций пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к токену, установленному Нацбанком на дату фактической передачи, а при невозможности определения такой даты – на дату совершения операции. С учетом быстрого развития технологий и изменения законодательства, регулирование токенов и связанных с ними налоговых обязательств в Беларуси проходит экспериментальную стадию. Это создает как возможности для роста, так и риски для участников рынка.
Возникает необходимость дальше развиваться в данном направлении, с помощью разработки четких критериев для классификации токенов, что поможет снизить правовую неопределенность, а также повышения прозрачности требований к отчетности и учету операций с токенами. А участникам рынка важно внимательно следить за изменениями в законодательстве и налоговых нормах, чтобы оставаться в рамках правил и минимизировать риски.
