Статья:

ТОКЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ

Конференция: CCXCVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гриб А.А., Борщевская Д.Н. ТОКЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(296). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(296).pdf (дата обращения: 01.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТОКЕНЫ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: НОВЫЕ РЕАЛИИ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЛАРУСИ

Гриб Алеся Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
Борщевская Дарья Николаевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск
Ладутько Виолетта Константиновна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, г. Минск

 

С развитием технологий блокчейн и криптовалют, а также увеличением популярности цифровых токенов, вопросы налогообложения операций с этими активами становятся все более актуальными. Цифровые токены могут представлять собой различные виды активов, включая криптовалюты и другие.

В последнее время, операции с криптовалютой стали популярными, особенно среди молодежи. Зачастую граждане из-за получения быстрого заработка не изучают законодательство и допускают нарушения, которые в свою очередь ведут к серьезным последствиям. В данном тезисе мы рассмотрим основные аспекты налогообложения операций с цифровыми знаками для физических лиц.

Токен — цифровой сертификат, который гарантирует обязательства компании перед его владельцем, аналог акций на фондовой бирже в мире криптовалют. Они представляют собой цифровые активы, создаваемые на основе блокчейн-технологий, котрые могут выполнять различные функции, включая представление прав на активы, участие в голосовании, доступ к услугам и многие другие. Каждый токен имеет номинальную стоимость, фиксированную ставку доходности и ограниченный срок обращения.

В Республике Беларусь вопросы, связанные с регулированием цифровых активов, регламентируются Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики», Налоговым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь № 367 "Об обращении цифровых знаков (токенов)".

Декретом Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее – Декрет № 8) физическим лицам разрешено владеть токенами, совершать их майнинг, хранение токенов в виртуальных кошельках, обмен токенов на иные токены, их приобретение, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги, а также дарить и завещать токены [1].

При этом разрешенные к осуществлению операции с токенами должны производиться в соответствии с требованиями Декрета №8, в силу которых деятельность для физических лиц разрешена, когда она реализуется самостоятельно, без привлечения иных физических лиц. В свою очередь, содействие иным лицам в совершении операций с токенами является незаконным и запрещается.

С 1 января 2025 года в законодательство Республики Беларусь были внесены изменения, которые скорректировали некоторые вопросы налогообложения цифровых активов. Глава 18 Налогового Кодекса Беларуси, регулирующая порядок  уплаты подоходного налога, дополнилась  статьей 202-1. Эта статья определяет, за что физические лица теперь платят подоходный налог в отношении доходов, полученных по операциям с токенами.

Итак, с 2025 года облагаются подоходным налогом операции по договорам, заключенным с зарубежной торговой площадкой. Если лицо напрямую обращаетесь к иностранной площадке и в результате совершенных на ней различных сделок получает фиатные деньги, то оно должно уплатить налог. Сделки по купле-продаже токенов между двумя физическими лицами в целях получения дохода также облагаются налогом.

Стоит отметить, что от налога освобождаются: доходы, полученные по операциям с токенами, совершенным через резидентов Парка высоких технологий; доходы, полученные по операциям с токенами, созданными резидентами и (или) через резидентов ПВТ; доходы от деятельности по майнингу; доходы от обмена токенов на иные токены, за исключением доходов, полученных в рамках незаконной и запрещенной деятельности; токены в виде наследства; токены, полученные в подарок от близких родственников и другие.

Налогообложение криптовалютных операций для физических лиц будет проходить по обычным правилам. Стандартная ставка для физических лиц – 13% от прибыли. А согласно статье 214 Налогового кодекса: Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере двадцать шесть (26) процентов в отношении доходов, при установлении контролирующим органом факта непредставления налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу с физических лиц и неуплаты подоходного налога с физических лиц с доходов, полученных по операциям с токенами [2]. С введением налогообложения, у людей, совершавших операции с цифровыми активами, возникает обязанность включать эти доходы в налоговую декларацию. И подавать ее по общим правилам, до 31 марта следующего года. Если налогоплательщик имеет в цифровом мире несколько разных аккаунтов, то рассчитывать налоги будут по каждому аккаунту как по отдельной «цифровой личности», а потом суммируют начисленное для реального плательщика. При этом, согласно статье 221, доходами от таких операций для целей исчисления подоходного налога будут считаться любые виды доходов, в том числе полученные от таких действий, как майнинг, обмен токенов на иные токены, отчуждение за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги [2]. При расчете налога на доходы от операций с токенами можно вычесть расходы, такие как стоимость покупки токенов и комиссии платформ или блокчейнов. Для этого нужно при подаче налоговой декларации предоставить документы, подтверждающие эти затраты: распечатки с сайтов криптоплатформ, подтверждения транзакций в блокчейне, договоры купли-продажи токенов и прочее. Если физическое лицо при получении доходов, подлежащих налогообложению, не представит декларацию, то оно будет привлечено к административной ответственности в виде штрафа от двух до десяти базовых величин, а если не уплатит налог, то штраф составит 15% от неуплаченной суммы. А если налог умышленно не уплачивается, то размер штрафа составит 40% от неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых величин. Будут начислены пени за каждый день просрочки уплаты налога. И они могут существенно увеличить итоговую сумму к выплате государству. Есть судебная перспектива. При крупных суммах появляется риск уголовной ответственности. По всему выходит, что новые правила приближают криптовалюты и другие токены к состоянию прочих активов в отечественной юрисдикции. Доходы от операций пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к токену, установленному Нацбанком на дату фактической передачи, а при невозможности определения такой даты – на дату совершения операции. С учетом быстрого развития технологий и изменения законодательства, регулирование токенов и связанных с ними налоговых обязательств в Беларуси проходит экспериментальную стадию. Это создает как возможности для роста, так и риски для участников рынка.

Возникает необходимость дальше развиваться в данном направлении, с помощью разработки четких критериев для классификации токенов, что поможет снизить правовую неопределенность, а также повышения прозрачности требований к отчетности и учету операций с токенами. А участникам рынка важно внимательно следить за изменениями в законодательстве и налоговых нормах, чтобы оставаться в рамках правил и минимизировать риски.

 

Список литературы:
1. Декрет Президента Респ. Беларусь от 21 дек. 2017 г. № 8 «О развитии цифровой экономики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: https://etalonline.by/ (Дата доступа 23.04.2025).
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 29 дек. 2009 г. № 71-З. – Режим доступа. –URL: https://etalonline.by/ (Дата доступа 23.04.2025).
3. Указ Президента Респ. Беларусь от 17 сент. 2024 г. № 367 «Об обращении цифровых знаков (токенов)». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: https://etalonline.by/ (Дата доступа 23.04.2025).