Некоторые аспекты применения ТК ЕАЭС
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Некоторые аспекты применения ТК ЕАЭС
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза был подписан всеми странами участниками (РФ, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), 11 апреля 2017 года и вступил в силу с 1 января 2018 года после ратификации кодекса странами участницами.
ТК ЕАЭС увеличился в объёме, он не имеет общей и специально части и в нем 9 разделов вместо 8.
Несомненная новелла приоритет информационных систем, применение электронного декларирования: в старом кодексе таможенную декларацию можно было подавать в том виде, в каком захочется декларанту, п.3 ст. 104 ТК ЕАЭС устанавливает электронную форму декларирования.
Таможенное декларирование в письменной форме допускается в случаях определяемых п.4 ст. 104 ТК ЕАЭС.
Кроме того, новое таможенное законодательство избавит участников внешнеэкономической деятельности от необходимости предоставлять в обязательном порядке таможенному органу документы, на основании которых была заполнена электронная декларация.
Предъявить их нужно будет только в тех случаях, когда сработают профили риска информационной системы, а не сотрудника таможни.
Сокращены сроки выпуска товаров и проведения таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Предусмотрена гибкая возможность отсрочки таможенных платежей.
Усовершенствован институт уполномоченного экономического оператора. Возможно в будущем за счет расширения возможностей данного института отпадет необходимость использования складов временного хранения, что позволит участникам внешнеэкономической деятельности уменьшить издержки при импорте товаров.
Формирование механизма одного окна: единая таможенная территория. Таможенные процедуры, которые не требуют определения таможенной стоимости.
Авансовые платежи, раньше применялись только для уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов теперь для всех видов платежей.
Всё это относится к преимуществам нового кодекса и делает его более привлекательным для бизнес-сообщества.
Но при этом у нового кодекса остались проблемы, например у него имеются около 300 статей отсылочного характера, а предполагалось что в новом кодексе будут нормы прямого действия.
В этом кодексе содержатся отсылки к национальному законодательству стран участниц этого союза, то есть национальное законодательство РФ, Беларуси и Казахстана похожи, но национальное законодательство Армении и Киргизии разительно отличается.
Кодекс написан сложным юридическим языком, и понять некоторые положения получается не сразу.
Кроме того национальное законодательство отстает от новелл кодекса.
Для разъяснения положений кодекса и практического применения. ФТС России было принято решения в 2018 году о создании в региональных таможенных управлениях, оперативных штабов по организации работы таможенных органов Управлений в условиях вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
Задачей оперативного штаба было: сбор информации по применению кодексу, о проблемах возникающих у должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в соответствии с новым кодексом, рассмотрение и выработка рекомендации по применению статей кодекса.
В частности, в Центральном таможенном управлении ФТС России было проведено 12 заседаний штаба по применению кодекса ЕАЭС в 2018 году. Рассмотрим конкретные примеры: если лицо осуществляет перемещение через таможенную границу ЕАЭС товаров двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течении периода поставки, определяется статьей 116 ТК ЕАЭС. Пунктами 11, 12 и 13 этой статьи установлено, что законодательством государств-членов могут определяться категории товаров, в отношении которых положения настоящей статьи не применяются, могут устанавливаться дополнительные условия, при выполнение которых может осуществляться периодическое таможенное декларирование в соответствие со статьей 116.
Поскольку положениями ФЗ от 03.03.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не определены категории товаров, в отношении которых положение статьи 116 ТК ЕАЭС не применяются, не установлены дополнительные условия, при выполнении которых может осуществляться периодическое таможенное декларирование в соответствие со статьей 116 ТК ЕАЭС, и не определены особенности проведения контроля в отношении товаров, заявленных при периодическом таможенном декларирование в декларации на товары, при совершении таможенных операций в отношении ввозимых товаров.
Иностранное физическое лицо, имеющие намерении переселиться на постоянное место жительства в государство – член ЕАЭС, получить статус беженца, вынужденного переселенца в соответствие с законодательством этого государства, для помещения на временное хранение товаров в месте постоянного или временного проживания такого лица или в иных местах, установленных законодательством государств – членов ЕАЭС о таможенном регулировании, представляет таможенному органу заявление в произвольной форме, в котором указывает следующие сведения:
1) сведения о себе;
2) сведения о товарах
3) сведения об транспортном средстве ;
4) дата составления заявления, подпись иностранного физического лица.
При этом в настоящее время Евразийской экономической комиссией не определен перечень документов, подтверждающих намерения иностранного физического лица переселяться на постоянное место жительства в государство-член, получить статус беженца, вынужденного переселенца, представления которых требуется в соответствие с п. 4 ст. 259 ТК ЕАЭС.
В связи с этим ФТС (Федеральная таможенная служба) России подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ, по которому в настоящее время производиться межведомственное согласование
Таким образом после года работы в условиях действия ТК ЕАЭС можно сделать вывод, в целом новый кодекс оказал положительное влияние на совершенствование и модернизацию таможенного администрирования с учетом современных информационных технологий, а так же обозначил курс на значительное сокращение национального сегмента в таможенном регулировании.