Статья:

Доступность образования: реалии и перспективы

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Фаттахова Г.А. Доступность образования: реалии и перспективы // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Доступность образования: реалии и перспективы

Фаттахова Галина Александровна
студент, Межрегиональный открытый социальный институт, МОСИ, РФ, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Образование – процесс развития и саморазвития личности, связанный с социализацией человека, овладением багажом знаний, творческой деятельностью и ценностным отношением к окружающему миру, кроме того является условием для сохранения и развития духовно-нравственных ценностей и культуры. Это обуславливает необходимость доступности образования каждому гражданину и человеку.

Право на образование занимает важнейшее место в структуре культурных прав человека и гражданина, гарантированных государством и международными стандартами прав человека. Право на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 (ст. 26) [5], Международном пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» (ст. 13) [7], Хартии Европейского Союза об основных правах от 12.12.2007 (ст. 14) [14]. В России право на образование гарантируется и реализуется на основании Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 [6, с. 10], Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» [13], Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [12], а также

законов субъектов Российской Федерации. Конституцией Российской Федерации в п. 2 ст. 43 гарантируется общедоступность образования на всех ступенях обучения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии и убеждений, состояния здоровья и возраста, принадлежности к общественным организациям, социального, должностного положения [6, с. 10].

Следует отметить, что не во всех регионах этот принцип реализуется в полной мере, его нарушения наблюдаются в основном на ступени дошкольного образования. Это вызвано тем, что в последнее десятилетие государство уделяет большое внимание улучшению демографической ситуации и проводит социальную политику способствующую повышению рождаемости, что вызывает высокий спрос на образовательные услуги дошкольных организаций.

Количество детских садов не достаточно, так как в 90-е годы ХХ века многие их них были перепрофилированы или ликвидированы. В регионах предпринимаются попытки по восстановлению дошкольных организаций и расширению действующих, иногда после судебных разбирательств. Например, Архангельский областной суд вынес Апелляционное определение от 30 июня 2014 года №33-3112, в котором указал, что органы местного самоуправления должны предпринимать меры по организации сети дошкольных образовательных учреждений, в случае их недостаточности – расширению [2]. Это позволит реализовывать право на образование не путем ущемления прав детей, а посредством увеличения мест в дошкольных организациях.

В судебной практике встречаются случаи, когда суд считает достаточным обозначение проблемы, а не пути её решения. Так, Омский областной суд вынес Апелляционное постановление от 16 апреля 2014 года по делу №33-2072/2014, в котором указал, что органы местного самоуправления не ограничивали граждан в доступности дошкольного образования, так как был обеспечен порядок постановки детей в очередь с учётом льгот на поступление в дошкольное учреждение [4].

В последнее время участились случаи отказа в приёме в образовательную организацию в связи с отсутствием у детей профилактических прививок и реакции Манту. Так, Верховным судом Республики Марий Эл вынесено Апелляционное определение от 5 апреля 2016 года по делу №33-597/2016 на жалобу родителя, согласно которой директор отказался принимать ребёнка в детский сад ввиду отсутствия некоторых профилактических прививок [1]. Суд отказал в удовлетворении иска. Прокуратура Екатеринбурга, напротив, в отказе заведующего принять ребёнка в детский сад без пробы Манту усмотрела нарушение федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и потребовала устранить нарушения о доступности образования на дошкольной ступени образования [8].

В школах право на доступность образования может нарушаться при приёме, переводе или исключении обучающихся. Так, согласно Постановления Свердловского районного суда г. Перми от 07 сентября 2016 года по делу №590/2016, директор школы нарушил права обучающегося при переводе из одной образовательной организации в другую (не был издан приказ об отчислении; не выданы документы) [11].

С введением третьего часа физической культуры в школах в 2011 году возникли проблемы с их проведением из-за загруженности спортивных залов. Так, в Мари-Турекской средней общеобразовательной школе Республики Марий Эл было решено проводить третий час физкультуры платно в Ледовом дворце, что вызвало негодование родителей, так как это нарушало право на бесплатное и доступное образование [9].

Встречаются случаи нарушения доступности образования для детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации должны обеспечить их обучение квалифицированными кадрами, то есть педагогами прошедшими обучение по программам «Олигофренопедагогика» и «Дефектология». Если кадровый вопрос сегодня активно решается посредством переподготовки педагогов, то доступ в образовательные организации ограничен инвалидам-колясочникам. Например, Мари-Турекская районная прокуратура Республики Марий Эл вынесла представление 04.08.2016 г. об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов МБОУ «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа», вход в которую не оборудован пандусом и поручнями [10]. Кроме того, не во всех организациях разработаны локальные нормативные акты о приёме детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию. Так, в Апелляционном определении Волгоградского областного суда от 20 марта 2014 г. по делу № 33-2942/14, образовательную организацию обязали разработать локальные акты о правилах приёма детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательную организацию в течение одного месяца [3].

Таким образом, право на доступное образование нарушается на всех ступенях образования. На ступени дошкольного образования проблему можно решить путем организации дошкольных групп в малокомплектных школах в сельской местности, открытии частных групп временного пребывания. На ступени основного образования своевременно создавать нормативно-правовую базу о приёме учащихся, а также устанавливать пандусы и поручни для обеспечения доступности образования и детям-инвалидам.

 

Список литературы:
1. Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 5 апреля 2016 года по делу №33-597/2016 // СПС «Консультант Плюс».
2. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.06.2014 №33-3112 // СПС «Консультант Плюс». 
3. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20 марта 2014 г. по делу № 33-2942/14 // СПС «Консультант Плюс».
4. Апелляционное определение Омского областного суда от 16.04.2014 №33-2072 // СПС «Консультант Плюс». 
5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс». 
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «СТРИНГ», 2014. 40 с.
7. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // СПС «Консультант Плюс». 
8. Посещать сад в Екатеринбурге ребёнку разрешили прокуроры // URL: http://www.resobr.ru/news/59030-qqn-16-m10-26-10-2016-poseshchat-sad-v-ekaterinburge-rebnku-razreshili-prokurory?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_obr_portal_rass_08112016 (Дата обращения 09.11.2016).