Статья:

Методика мониторинга правоприменения

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Карабанов Н.С. Методика мониторинга правоприменения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методика мониторинга правоприменения

Карабанов Николай Сергеевич
магистрант, Ульяновский государственный университет, РФ, г. Ульяновск
Волконская Елена Васильевна
научный руководитель, начальник департамента правоприменительной деятельности государственно-правового управления администрации Губернатора Ульяновской области, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Мониторинг правоприменения как вид правовой деятельности представляет собой процедуру реализации права, сущностью которой является осуществление определенных стадий данной деятельности. От того насколько точно осуществляются стадии мониторинга правоприменения как разновидности материальной процедуры зависит итог и показатель качества применения права. Область объектов мониторинга правоприменения не ограничена, что позволяет применять данную деятельность к любому виду объектов анализа.

Основным показателем результативности и объективности проведения мониторинга правоприменения является разработка методологии познания этой деятельности и её методики осуществления. Отсутствие точности и четких системных представлений, а также философских подходов к мониторингу правоприменения не позволяет достигать необходимых целей в выяснении соответствующих показателей правовой жизни общества, следовательно, объективно прогнозировать и управлять правовой деятельностью и поведением людей. Государство должно быть заинтересовано в оперативном получении, адекватном анализе и оценке всех показателей правовой реальности в современных условиях жизнедеятельности общества. Потому проблема мониторинга правоприменения очень тесно перекликается с проблемой правовой политики государства. От качества данной деятельности напрямую зависят результативность и успешность проводимых в обществе преобразований и новшеств.

Abstract: Monitoring of law enforcement as a type of legal activity is a procedure for the implementation of the right, the essence of which is the implementation of certain stages of this activity. On how accurately the stages of law enforcement monitoring as a kind of material procedure are carried out, the result and indicator of the quality of law application depend. The scope of the objects of law enforcement monitoring is not limited, which allows to apply this activity to any kind of objects of analysis.

The main indicator of the effectiveness and objectivity of the monitoring of law enforcement is the development of a methodology for knowledge of this activity and its implementation. The lack of accuracy and clear system concepts, as well as philosophical approaches to the monitoring of law enforcement does not allow to achieve the necessary goals in clarifying the relevant indicators of the legal life of society, therefore, objectively predict and manage the legal activities and behavior of people. The state should be interested in prompt receipt, adequate analysis and evaluation of all indicators of legal reality in modern conditions of society. Therefore, the problem of law enforcement monitoring is very closely related to the problem of legal policy of the state. The effectiveness and success of the reforms and innovations carried out in the society directly depend on the quality of this activity.

 

Ключевые слова: мониторинг правоприменения, правовое регулирование, реализация, методология и методика мониторинга правоприменения, нормативные правовые акты, базовые методы, общественные отношения.

Keywords: monitoring of law enforcement, legal regulation, implementation, methodology and methodology of law enforcement monitoring, normative legal acts, basic methods, social relations.

 

Любая деятельность, включая и мониторинг правоприменения, держится на основе методики ее осуществления. При этом понимание как осуществляется правоприменительная деятельность, не может быть без определенной методологии. И методики, и методологии исследования с научной и практической стороны всегда имеют актуальный и важный характер. При этом оба понятия близки по смыслу, вместе с тем, их необходимо различать. С учетом различных подходов теоретиков и практиков, попробуем более детально рассмотреть эти понятия.

Если брать во внимание теорию государства и права, то методологией считается познание правовых явлений, а методика – это реализация и осуществление  этих правовых явлений. Если погрузиться в исторический метод исследования слова «методология», корни его производны от греческого слова «methodos» и «logos», что означает «исследование, путь к разуму».

Из этого следует, что под методологией имеется ввиду учение о методах, первостепенной задачей которого является разработка и совершенствование системы приемов, в которой познание достигается с помощью мысли и понятия.

В начале любого познавательного процесса рассматриваются вопросы методологии, которые составляют  важную часть в юридической науке. Научная философия определяет познание как процесс воспроизведения действительности, получение, обработка, использование и хранение информации, приобретение нового знания. В этом процессе участвуют субъекты и объекты познания, конечным результатом которого является приобретение знаний. Но в большинстве случаев результаты познания носят локальный, а иногда и фрагментный характер, в связи с чем в познавательной базе исследования появляются пробелы, которые приводят к потребности и крайней необходимости в разработке и совершенствовании методов научного познания. От того на сколько развита юридическая наука зависят конкретные рекомендации к методам, которые должны соответствовать уровню задач познания и изучаемому объекту. Именно характер и содержание объекта обуславливают, использование тех или иных методов, так как с помощью качественного метода можно получить объективные знания о реалии. Но для того, чтобы получить эти знания сами методы должны быть изучены, усовершенствованы, приспособлены к потребностям познавательного процесса. Методология науки, которая имеется в любой развитой науке, как раз и концентрирует все знания о методах познания науки.

Некоторые ученые фактически отождествляют методологию общей теории права с методом и предметом этой науки: «Метод юридической науки – это юридический метод, который представляет собой способ юридического познания, производства и организации юридического знания. Юридический метод является способом юридического познания и выражения действительности, исходящим из понятия права.

Можно сказать, что методология не имеет особых различий в сравнении с всеобщей научной, но имеет свою специфику, которая определяется особенностями объекта, его функциями и целью познания.

Изучение вопросов мониторинга правоприменения путем использования методологии и определенной методики можно рассматривать как выявление различий между нормами различного уровня регулирования общественных отношений. Так как условия правовых отношений не являются постоянными, вопрос мониторинга правоприменения, его адекватности и эффективности в нормотворческой деятельности государства имеет первостепенное значение.

Методология мониторинга правоприменения  независимое научное явление, включающее в себя систему методов познания и исследования, а также систему знаний об этих методах. Методология мониторинга правоприменения - это система способов, средств, принципов, и приемов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную в первую очередь для компетентных государственных органов субъектов, направленную на сбор, наблюдение, анализ и передачу информации о практике реализации и применения норм права, их оценку, контроль и выработку предложений по совершенствованию правовой системы общества и прогноза её развития.

Выделяют отдельные группы базовых методов и приемов методологии познания для исследования соответствующего объекта: метод социологического исследования (проведение статистического анализа, анкетирования, опросов и т.д.); философский метод (концептуальные начала, система общенаучных методов познания). Но особенность использования методов напрямую зависит от того, какой объект будет исследоваться и дальнейшей деятельности. Обсуждаются различные виды правового мониторинга: мониторинга правоприменения, мониторинга правового пространства, мониторинга права и здесь необходимо провести четкие границы и выделить правовое явление, о познании которого идет речь. Именно реализация социалистических методов поднимает вопрос о проблеме методики осуществления правового мониторинга.

Если рассмотрим реализацию мониторинга правоприменения в Российской Федерации, то в соответствии Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 № 694, утверждена методика мониторинга правоприменения,  которая состоит из следующих этапов:

1. Показатели, по которым проводится мониторинг, оценивают состояние правового регулирования в сфере реализации законодательства, противодействия коррупции, а также характеризуют правоприменительную практику. Правоприменитель, в свою очередь, изучает исследуемую сферу правоотношений, устанавливает состояние существующего положения в правоприменении, чем обусловлено текущее положение в правоприменительной практике, а именно недостатками текстов нормативных правовых актов или оно связано с правоприменением нормативных правовых актов либо обусловлено наличием обоих факторов одновременно.

2. По результатам проведения мониторинга правоприменения делаются выводы о необходимости: внесения изменений в законодательство о противодействии коррупции, корректировки правоприменительной практики либо совершенствовании нормативных правовых актов и правоприменительной практики. При выявлении недостатков в правоприменительной практике правоприменитель поднимает вопрос о подготовке разъяснений правоприменительным органам о применении законодательства о противодействии коррупции. Кроме того, установление данных фактов может свидетельствовать о необходимости подготовки разъяснений судебными органами по вопросам судебной практики.

3. При подготовке предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и правоприменительной практики  четко представляются границы требуемых изменений.

4. Выявляются  пробелы в правовом регулировании общественных отношений и коллизии норм права.

5. Рассматриваются, при наличии, ошибки юридико-технического характера, при этом текст акта анализируется с учетом определенных критериев.

6. Проверяется понятийно-терминологическая система в актах. Оценивается единообразие использования единых понятий, терминов, определений.

7. Сопоставляются акты общего и специального характера на наличие противоречий между ними.

8. Путем сопоставления текстов актов выявляются, при наличии, дублирующие норм права, ранее установленные другим актом. Такие противоречия допускают различные варианты решений по одному и тому же вопросу.

На данном этапе устранение таких противоречий подразумевает, скорее всего,  инкорпорацию акта.

9. Акт оценивается на предмет искажения в нем смысла положений федерального закона и (или) актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека. Выясняется, имеются ли случаи применения нормативного правового акта с изменением его смысла, который закладывался при принятии акта.

10. Анализируется практика применения актов в сфере противодействия коррупции на наличие или отсутствие единообразия их применения.

11. Необходимо учитывать количество и содержание обращений, в том числе по вопросам понятийно-терминологической системы актов, наличия в них дублирующих норм и противоречий, а также ошибок юридико-технического характера.

12. Также необходимо указать количество и характер зафиксированных правонарушений в сфере действия правового акта, а также количество случаев привлечения виновных лиц к ответственности.

13.  С учетом установленной сферы деятельности, федеральные органы исполнительной власти самостоятельно осуществляют мониторинг правоприменения по дополнительным показателям, например, причины и последствия проявления коррупционных проявлений.

14. Итоги мониторинга могут быть оформлены в виде доклада. Рекомендуется размещать проекты докладов, подготовленных по результатам обобщения сведений, на официальном сайте федерального органа исполнительной власти сети Интернет.

Важно отметить следующие моменты присутствующие в процессе мониторинга правоприменения: необходимость принятия, изменения или признания утратившими силу законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; о мерах по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации; о мерах по повышению эффективности правоприменения; о мерах по повышению эффективности противодействия коррупции; о государственных органах, ответственных за разработку соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и за реализацию мер по повышению эффективности правоприменения и противодействия коррупции.

Таким образом, вышеуказанная методика является единой системой действий правового содержания, позволяющая оценивать практику реализации нормативных правовых актов в масштабах всего государства. Это не только очень важно, но и крайне необходимо, с точки зрения наведения правопорядка, защиты прав личности и гражданина, укрепления единства правового пространства и оценки эффективности правового регулирования.

 
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 20.05.2011 № 657 (ред. от 25.07.2014) «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» (вместе с «Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114147/
2. Постановление Правительства РФ от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118528/.
4. Механизм правового мониторинга: научно-практическое пособие / [Д.Б. Горохов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов и др.; отв. ред. А.В. Павлушкин]. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2012. – 160 с. ISBN 978-5-98209-122-2
5. Мониторинг правоприменения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / М.М. Рассолов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 239 c. — 978-5-238-02347-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52511.html15. Тихомиров Ю.А., Горохов Д.Б. Правовой мониторинг: учебное пособие – М.: ИД «Юриспруденция»,2012. – 415 с.
6. Правовой мониторинг [Электронный ресурс] : учебное пособие / А.Н. Андрианов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Юриспруденция, 2012. — 415 c. — 978-5-9516-0427-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8068.html.
7. Рассолов М.М. Мониторинг правоприменения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.М. Рассолов, В.В. Астанин, А.А. Федорченко. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 239 c. — 978-5-238-02347-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15403.html.
8. Мониторинг: от приложений к общей теории [Электронный ресурс] : монография / А.А. Клименко [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2009. — 176 c. — 978-5-9275-06-94-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47018.html.
9. Мониторинг правоприменения в Российской Федерации [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / М.М. Рассолов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 239 c. — 978-5-238-02347-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52511.html.
10. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики [Электронный ресурс] : монография / Д.Б. Горохов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Международный юридический институт, 2010. — 232 c. — 978-5-902416-33-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61438.html.
11. Михалкин Н.В. Методология и методика научного исследования [Электронный ресурс] : учебное пособие для аспирантов / Н.В. Михалкин. — Электрон. текстовые данные. — М. : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 272 c. — 978-5-93916-548-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65865.html.
12. Право и правоприменение в России [Электронный ресурс] : междисциплинарные исследования / В. Волков [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Статут, 2011. — 318 c. — 978-5-8354-0776-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28978.html.
13. Я.Е. Наконечный Мониторинг в правотворчестве :проблемы теории и практики: тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук
14. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/monitoring-v-pravotvorchestve-problemy-teorii-i-praktiki#ixzz5Gb59ucq6
15. Иванова Л.А. Определение эффективности нормативных актов в процессе правового мониторинга: тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук.
16. Варкова С.А. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.01, кандидат юридических наук.
17. disserCat — электронная библиотека диссертаций: http://www.dissercat.com/content/monitoring-zakonodatelstva-i-pravoprimenitelnoi-praktiki