ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА: УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
EXCLUSIVE ECONOMIC ZONE: CRIMINAL AND LEGAL PROBLEMS OF FUNCTIONING IN THE RUSSIAN FEDERATION
Anastasia Mikhailova
Student, Higher School of Jurisprudence and Forensic Technical Expertise, St.-Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg,
Elona Samartseva
Student, Higher School of Jurisprudence and Forensic Technical Expertise, St.-Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg,
Аннотация. Безопасность исключительных экономических зон остро стоит перед всеми государствами на земном шаре, поскольку они реализуют не только свои экономические и политические интересы. Данная проблема и вопрос требует глубокого изучения и рассмотрения, проведения полноценного анализа и всесторонней оценки уголовно-правовых методов как международного сообщества, так и Российской Федерации. Статья рассматривает вопрос о понятии исключительной экономической зоны, описания нынешних проблем уголовно правового функционирования Российской Федерации и международного сообщества.
Abstract. The security of exclusive economic zones is of acute concern to all States on the globe, since they realize not only their economic and political interests. This problem and issue requires in-depth study and consideration, a full-fledged analysis and comprehensive assessment of criminal law methods of both the international community and the Russian Federation. The article considers the question of the concept of an exclusive economic zone, the description of the current problems of the criminal legal functioning of the Russian Federation and the international community.
Ключевые слова: Международное право, международное уголовное право, уголовное право, исключительная экономическая зона, уголовно-правовая проблематика.
Keywords: International law, international criminal law, criminal law, exclusive economic zone, criminal law issues.
Прежде чем начать разговор об уголовно-правовых проблемах функционирования исключительно экономической зоны в Российской Федерации следует уделить время самому предмету этой зоны и понять ее правовую природу дав краткую характеристику. Изучая исторический материал и рассматривая любую возможную проблематику развития и функционирования государства, можно сделать определенный вывод, а именно, что любое государство как в процессе своего исторического, так и внешнеполитического развития имели претензии на различные территории помимо тех которые непосредственно находились под их суверенитетом. Идеи и различные политические доктрины множества государств находили точки соприкосновения в вопросах распространения своего суверенитета на те территории, которые не входили в официальные территориальные единицы государства. [2]
Исходя из всего этого, после прохождения определенных ступеней внешнеполитического развития и дипломатии обрели место и свое существование особые территории с определенным правовым режимом. Мы поговорим о определенной группе этих территорий, а именно о исключительных экономических зонах и территориях межконтинентального шельфа. Следует сразу привести пример законодательства Российской Федерации, которое также регулирует вопрос об исключительных экономических зонах. [7] В федеральном законе с одноименным названием есть определенные положения, которые дают нам понять, что конкретно из себя представляет исключительная экономическая зона.
Так мы понимаем, что это определенный морской район, который находится за пределами основных территориальных вод государства, к этому району также относятся все те зоны, которые непосредственно примыкают к этим самым районам. [2] Правовое регулирование данных зон осуществляется на основании международного права, международных договоров и законодательства Российской Федерации.
Но исключительная экономическая зона — это не только конкретные морские районы, это также острова и скалы, которые не подходят под непосредственное место проживания человека или ведения хозяйственной деятельности. Следует задать следующий вопрос: а как именно понять, где граница исключительной экономической зоны и откуда она начинает свой отсчет? Ответ на этот вопрос мы сможем найти в Международной Конвенции по морскому праву, подробнее которую мы разберем ниже.
Конвенция четко дает нам понять, что внешние границы исключительной экономической зоны находятся на расстоянии двухсот миль от границ территориального моря, если иное не предусмотрено международным договором между государствами или нормативно правовыми актами международного права.
Теперь следует обсудить место конвенции по морскому праву в международной правовой системе. Сама конвенция начинает свою историю с 1982 года, где ее положения выносились на повестку собрания Организации Объединенных Наций. [11] Сама конвенция подробно описывает и непосредственно содержит различные правовые положения курирующие исключительно экономические зоны.
Следует привести более конкретный пример, положения прибрежных государств, а также непосредственное уточнение границ прибрежных государств и конкретные расстояния от линии отсчета территориальных вод до той линии, где начинается исключительная экономическая зона. Прибрежные государства имеют широчайший круг и спектр действий по отношению к исключительно экономическим зонам. Это и разработка любых природных ресурсов различного вида, разработка и эксплуатация средств энергетики, непосредственное использование морских природных ресурсов, а также выполнение различных научных исследований, связанных как с обычными экономическими факторами, так и связанные с экологической обстановкой. Прибрежное государство вправе возводить любые искусственные острова и сооружения, а также установки, не относящиеся к военной инфраструктуре. [4]
Следует также рассмотреть мнение правоведов по вопросу исключительных экономических зон, а именно ряд европейских юристов считают исключительно экономическую зону как свободное пространство, которое не затрагивают какие-либо политические конфликты поскольку те находятся за пределами территориальных вод и прилегающих районов, в этой зоне действуют непосредственно международные нормативно правовые акты, а также разрешены свободные методы эксплуатации открытого моря. Правом свободного судоходства могут пользоваться как мирные торговые, транспортные или частные корабли с флагом любого государства, которые проплывают непосредственно через исключительную экономическую зону, так и прилегающие районы. Важное уточнение в конвенции касается непосредственно военных кораблей и техники, а именно, что в экономической зоне запрещено военным судам проводить испытания различного рода вооружения, закрывать акватории для проведения учений, а также проводить различные научные исследования, связанные с оборонной сферой.
Мы дали краткую характеристику понятию исключительной экономической зоне и теперь перейдем непосредственно к затрагиваемому вопросу уголовно-правовых проблем как международного реагирования на преступления, так и на проблематику методов и возможностей реагирования со стороны Российской Федерации. Рассматривая нынешнюю правовую международную практику в области уголовного права посвященного морской тематике и тематике экономических зон можно сделать вывод о том что созданы десятки, если не сотни, документов, изданных компетентными международно-правовыми органами, связанных борьбой с уголовными преступлениями в области свободных экономических зон, а это и пиратство, и мошенничество, защита экипажей и как не странно кража. [5]
Конвенция по морскому праву, о которой мы говорили, выше определила конкретные права и обязанности субъектов, в число которых входят и государства, как по использованию мирового океана, так и по установке конкретных зон разграничения, так и реагирования на преступления. На основе ряда международных документов были подготовлены конкретные уголовно-правовые механизмы для защиты свободных морских пространств, в особенности людей, находящихся в них.
Но, к сожалению, мир столкнулся с такой ситуацией, при которой некоторые государства с большой неохотой не только вступают и реализовывают международно-правовые договоры, но и иногда попросту не исполняют закон. Рассмотрим определенную проблематику, связанную с расследованием экономических уголовных преступлений связанных непосредственно с исключительной экономической зоной.
Хищение нефти, продуктов ее переработки, а также газа из трубопроводов на сегодняшний день никак не охвачено нормами уголовного закона как международного уровня, так и локального. Следует сделать вывод, что отсутствие нормативно правовой базы не позволяет применить универсальный принцип действия уголовного закона по вопросам хищения данного вида ресурсов в особых экономических зонах. [3]
Российская Федерация вместе с другими странами активно заключает международные договоры с другими странами по вопросам правоохранительной деятельности в свободных водах исключительных экономических зон, а также на объектах морского транспорта, но таких договоров множество и в общемировой практике, но чаще всего некоторые из них не реализуются непосредственно. Договоры, заключенные в том числе и Российской Федерацией, отражают специальные правила контроля и обеспечения безопасности не только морского судоходства, но и обеспечения безопасности экономической инфраструктуры; правительства принимают меры и взяли на себя обязательства поддерживать эффективную систему безопасности и уголовного реагирования со стороны государства с целью дальнейшего недопущения различного рода преступлений, связанных с исключительными экономическими зонами, в том числе и при непосредственном нахождении судна в порте.
Рассмотрев уголовно-правовые проблемы экономической зоны с точки зрения мирового законодательства, переходим к проблематике законодательства Российской Федерации. В январе 2018 года правительство используя право законодательной инициативы внесло в палату парламента законопроект, который касается изменений в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах. Целью данного законопроекта является непосредственное совершенствование уголовного законодательства страны в сфере противодействия преступлениям, связанным с незаконной добычей водных и биологических ресурсов на территориях исключительно экономических зон.
Как пример, предлагается пересмотреть ряд статей для уточнения признаков отдельных составов преступлений, а также усиление их санкций. Предложение было аргументированно той необходимостью универсальной унификации подходов к определению непосредственного ущерба, причинённого экологическими преступлениями. Но это не единственное направление работы отечественного законодателя в области уголовного преследования преступлений совершенных непосредственно в исключительных экономических зонах. Также законодатель вводит ужесточение санкции за использование служебного положения при совершении преступлений в экономической зоне и прилегающих секторах, а также санкцию за совершение преступления по предварительному сговору или организованной группой. [9]
Данная законодательная инициатива находит свое начало и отражение в проблеме нелегального рыболовного промысла в исключительных экономических зонах и прилегающих секторах к зонам территориальных вод. [6] Благодаря внесенным изменениям в 2019 году российским судам позволили привлекать виновных лиц непосредственно по ч.3 ст. 253 УК РФ – за непосредственное нарушение законодательства о континентальном шельфе с использованием своего служебного положения. [9] Анализируя статистику 2019 года, можно сделать вывод, что привлечение граждан за нарушение правил законного использования исключительных экономических зон и морских ресурсов возросло. [10]
В 2020 году законодатель активно работал в сфере ужесточения наказания для юридических лиц при совершении все тех же преступлений, особенно за экологические. Поскольку еще в конце 20 века Европейский комитет по проблемам преступности рекомендовал членам Европейского Союза призывать юридические лица к уголовной ответственности за экономические и экологические преступления в исключительных экологических зонах. Законодательные органы Франции, Великобритании уже активно внесли поправки в уголовное законодательство своих стран. В современном мире своевременное привлечение лиц к уголовной ответственности за пиратство, экономические преступления, экологические преступления очень важно, одной из основных целей является пресечение совершения такого рода преступлений. Российская Федерация активно работает в этом направлении совершенствуя свое уголовное законодательство и реализуя взятые на себя обязательства по международно-правовым договорам.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить следующие положения, безусловно имеется проблематика в области уголовно-правового реагирования в исключительно экономических зонах как со стороны законодательства Российской Федерации, так и со стороны законодательства других стран. Определенный ряд вопросов так и не регулируется уголовным правом и остается ждать пока законодатель активно внесет правки в действующее законодательство.
Следует также отметить, что не все государства соблюдают обязанности, предусмотренные международно-правовыми документами и это создает определенные проблемы как в области борьбы с пиратством, так и нелегальным использованием биологических ресурсов, ну и конечно создание огромного спектра экологических проблем, которые могут принести значительный ущерб мировому сообществу.
Российская Федерация непосредственно защищает интересы не только своих граждан, но и иностранцев, а также действует в рамках правового поля в исключительных экономических зонах совершенствуя свое законодательство для быстрого пресечения преступлений и детального и неотвратимого наказания за уже совершенные.