Распределение ответственности за здоровье несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации
Секция: Юриспруденция
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Распределение ответственности за здоровье несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации
Основы регулирования ответственности за жизнь и здоровье ребёнка заложены в СК РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», а также в ГК РФ и ведомственных актах. Так в статье 63 СК РФ говорится следующее: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, а также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей [2]. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В их обязанности входит и обеспечение ребёнку образования. Однако в современных реалиях мало семей могут самостоятельно воспитывать своих детей, и свои обязанности в этой области они исполняют при помощи образовательных организаций.
Чтобы понять все аспекты распределения ответственности за здоровье ребёнка в образовательной организации, необходимо познакомиться с нормами ФЗ «Об образовании в РФ», где устанавливается ответственность соответствующей организации за здоровье обучающихся и работников (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ») [3]. Норм, регулирующих меры ответственности в указанном законе нет, однако он отсылает нас к главе 59 ГК РФ [4]? где описаны практически все случаи и возможные обстоятельства причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Стоит отметить, что в ГК РФ есть любопытное расхождение с ФЗ «Об образовании» и вообще актами, в том числе ведомственными [1]? регулирующими отношения образования и его обеспечения. Назовём этот массив условно законодательством об образовании.
Дело в том, что имеется специфика ответственности за вред, причинённый малолетними (до 14 лет) и несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Так, отношения причинения вреда малолетними и ответственность за него совпадают в ГК и в законодательстве об образовании. А вот ответственность за вред, причинённый старшей категорией несовершеннолетних урегулирована по-разному. ГК предполагает ответственным самого причинителя вреда или его родителей (законного представителя), а вот законодательство об образовании всё также возлагает ответственность на педсостав и руководителя образовательной организации. Но это действительно для причинения вреда каким-либо субъектом.
Рассмотрим иную ситуацию. Предположим, что причинённый вред является результатом случайного стечения обстоятельств: ребёнок споткнулся, поскользнулся, ударился и т.п. Поскольку образование стало сферой услуг, то применимы статьи 1095 и 1096 ГК РФ, которыми регулируется возмещение такого вреда: вред возмещается лицом, оказывающим услугу. Таким образом, ответственной будет образовательная организация, а именно её руководитель и учитель, под чьим надзором должен был находиться обучающийся.
Таким образом даже в вопросе об ответственности за обучающегося нет единого регулирования.
Рассмотрим следующий вопрос: кто ответственен в случае, если ребёнок покинул учебное заведение и получил травму?
Покинуть учебное заведение обучающийся может в двух случаях: окончание занятий и несанкционированное прекращение образовательного процесса или иначе – прогул.
В первом случае всё очевидно: ответственность за здоровье ребёнка и за вред, причинённый им, будут нести родители. Время уроков заканчивается и соответственно вне стен образовательной организации с её руководителя и учителей снимается вся ответственность за здоровье ребёнка.
Вторая ситуация сложнее: с одной стороны ответственность за причинённый вред и травмы должна остаться на образовательной организации, поскольку предполагается, что в это время за ним следит педсостав. Однако ребёнок находится вне её пределов, а значит не может быть под надзором учителя, таким образом, ответственность накладывается без вины, что противоречит ГК и ФЗ «Об образовании».
Однозначно определить ответственных сложно, но мы предлагаем формулу решения, основанную на принципах семейного законодательства и законодательства об образовании.
Так, ответственность за «беглеца» остаётся на образовательной организации, если травма была получена до того, как её работники уведомили родителей о том, что ребёнок самовольно покинул учебное заведение. После такого уведомления ответственность за его жизнь и здоровье будет лежать на родителях. Однако образовательная организация всё равно должна будет отвечать за ненадлежащий надзор за ребёнком, который смог покинуть стены учебного заведения.
При этом необходимо обратить внимание на следующее: ответственность должна нести администрация муниципального образования в случае, если образовательное учреждение является муниципальным.
Например, Волгоградский апелляционный суд по иску районного прокурора установил, что отсутствие поста охраны и системы видеонаблюдения в школе является нарушением ряда норм законов и подзаконных актов о безопасности, противодействии терроризму, таких как п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 5.39 СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", утвержденного Приказом Минрегиона от 01 сентября 2009 года № 390, Приказ Рособразования от 11.11.2009 № 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" и другие. [6]
На наш взгляд такое решение данного казуса более всего соответствует законодательству РФ, поскольку именно родители отвечают за ребёнка и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, а образовательные организацию оказывают им в этом необходимую помощь.
Дети – будущее общества, а отвечает за него настоящее.