Статья:

Особенности работы районных судов Российской Федерации в период распространения коронавирусной инфекции

Конференция: CXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Власенкова Н.С. Особенности работы районных судов Российской Федерации в период распространения коронавирусной инфекции // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(122). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(122).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности работы районных судов Российской Федерации в период распространения коронавирусной инфекции

Власенкова Наталия Сергеевна
студент, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

В судебной системе Российской Федерации районные суды играют особую роль, от эффективности их деятельности зависит уровень доверия общества к судебной власти.

Необходимость грамотной организационно управленческой деятельности в органах судебной власти подтверждается вызовами времени, в том числе ситуацией, сложившейся в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Так, в 2020 году работа судов Российской Федерации претерпела значительные изменения.

С 19 марта по 11 мая в судах Российской Федерации приостанавливался личный приём граждан, рассмотрению подлежали лишь дела и материалы безотлагательного характера, дела в порядке приказного и упрощенного производства, дела, от всех участников которых поступили ходатайства о рассмотрении в их отсутствие.

Судам рекомендовалось в указанный период при наличии технической возможности проводить  заседания используя системы видео-конференц-связи или веб-конференции.

Однако, за 2020 год судами было рассмотрено в общей сложности около 38,5 миллионов дел, что почти на 3,92 миллионов больше, чем в 2019 году.

Таким образом, сложная эпидемиологическая обстановка не остановила работу районных судов в Российской Федерации и в этом заслуга в том числе их руководителей, которые смогли грамотно организовать работу указанных судебных органов.

Следует отметить, что период пандемии также не остановил и работу в сфере обеспечения единообразия правоприменения. Так, за 2020 год Пленумом Верховного Суда РФ принято более 10 постановлений, Президиумом Верховного Суда РФ утверждено 16 обзоров судебной практики, два из которых освещает особенности применения законодательства и мер по противодействию распространению на территории России новой коронавирусной инфекции. Позиции последних были учтены при рассмотрении более ста пятидесяти тысяч дел и материалов.

Важно отметить, что рационально организованная работа районных судов в период пандемии позволила избежать вспышек коронавирусной инфекции и массового заражения, при этом деятельность судов не была остановлена. Правосудие также осуществлялось, и права и свободы граждан и организаций оставались под защитой.

В 2020 году резко возрос интерес к элементам электронного правосудия, поступало множество обращений посредством государственной автоматизированной системы «Правосудие», в суды подавались миллионы документов в электронном виде, сотни тысяч судебных заседаний проведены с использованием видео-конференц-связи.

Сложные условия отправления правосудия в период пандемии не сказались на его качестве. Кроме того, анализ проблем, возникших в судебной системе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, подтвердил необходимость совершенствования законодательства, дальнейшее внедрение и модернизацию средств электронного правосудия, увеличения гарантий работников аппаратов суда.   

Министерство юстиции Российской Федерации даже предложило закрепить в законодательстве возможность проведения судебных заседаний посредством веб-конференций, которые начали активно использоваться Верховным Судом РФ и рядом арбитражных судов в период пандемии [1, ст.2].

Районные суды являются центральным звеном системы судов общей юрисдикции, однако необходимость разрешения множества споров, не должна сказываться на качестве правосудия.

Организационным обеспечением деятельности суда руководит председатель суда, а осуществляет ее аппарат соответствующего суда, структура которого может различаться в зависимости от численности работников [3, п.1.3].  Аппарат может состоять из отделов, в которые не входят должности помощника председателя суда, помощника судьи, а также должности, не относящиеся к должностям федеральной государственной гражданской службы [2, п.1.5].

В районном суде могут создаваться структурные единицы с разным правовым статусом и системой подчинения. Так, специалисты отделов делопроизводства, обеспечения судопроизводства непосредственно подчиняются начальникам соответствующих отделов и председателю суда. Помощник судьи подчинён федеральному судье, помощником которого является, председателю суда и его заместителю [3, п.1.7].

Секретарь судебного заседания подчиняется председателю суда, его заместителю, начальнику соответствующего отдела. Администратор суда подчиняется председателю суда и начальнику управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ и осуществляет свои полномочия под контролем управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ и во взаимодействии с ним [4, п.1.2].

Кроме того, на него возложены иные функции, для реализации которых ему необходимы организационно-управленческие полномочия в отношении работников соответствующих отделов аппарата суда [5, ст.19].

От слаженной работы всех сотрудников суда в процессе непосредственного отправления правосудия и осуществления сопутствующей  ему деятельности зависит уровень доверия общества к власти. Период пандемии ещё раз подтвердил, что профессионализм и качество управленческих решений председателей районных судов достаточно сильно влияет на эффективность деятельности указанных судебных органов. Проблемы органов судебной власти, проявившиеся в период пандемии, требуют анализа, осмысления и решения.

 

Список литературы:
1. Проект Федерального закона (доработанный текст) "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 01/05/10-20/00109498) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.11.2020)// СПС "Консультант Плюс".
2. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 декабря 2012 г. № 238 «Об утверждении Положения об аппарате федерального суда общей юрисдикции» // Бюллетень актов по судебной системе. N 6. Июнь. 2013
3. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27.08.2019 № 193 "Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи кассационного суда общей юрисдикции, кассационного военного суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда, судьи апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда" // Бюллетень актов по судебной системе. N 3. Март. 2020
4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22.08.2006 N 80 (ред. от 03.02.2015) "Об утверждении Типовых должностных регламентов администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда" // СПС "Консультант Плюс".
5. Федеральный закон от 08.01.1998 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"// СЗ РФ. 12.01.1998. N 2. ст. 223; СЗ РФ. 12.01.1998. N 2. ст. 223.