Статья:

Признаки потребителя как слабой стороны договора

Конференция: XLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Ахвердова Т.А. Признаки потребителя как слабой стороны договора // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(49). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(49).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Признаки потребителя как слабой стороны договора

Ахвердова Татьяна Александровна
магистрант, Пермский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Пермь

 

Установление ограничений принципа свободы договора в отношениях с потребителями обусловлено в первую очередь стремлением законодателя защитить интересы слабой стороны договора.

Следует отметить, что на необходимость защиты слабой стороны гражданского правоотношения в целом обращали внимание еще дореволюционные ученые-цивилисты. Так, Ю.С. Гамбаров подчеркивал важность повышенной защиты тех категорий граждан, которые лишены возможности защитить свои права самостоятельно [1, с. 266].

Более того, представляется возможным согласиться с М.Ю. Челышевым, отмечающим, что принцип толкования правовых норм в пользу слабой стороны действует не только в гражданских правоотношениях, а носит межотраслевой характер, что не может не говорить о высокой значимости данного принципа [2, с. 40].

В связи с этим возникает вопрос о том, на основании каких критериев можно определить, какая из сторон договора является слабой. Так, Е.В. Вавилин выделяет четыре основных критерия, на основании которых определяется слабая сторона договора.

Во-первых, это лексический, или номинативный критерий, в соответствии с которым слабой стороной является должник, на которого возложена обязанность по совершению указанных в договоре действий в пользу другого лица.

Во-вторых, это формальный (нормативный) критерий, согласно которому слабой стороной является кредитор в правоотношении, наделяемый определенными правомочиями по защите своих прав.

В-третьих, это договорной критерий, в соответствии с которым слабой стороной является тот участник правоотношения, который обладает менее значительной экономической базой, более низкими статусными возможностями по сравнению с его контрагентом.

В-четвертых, это организационный критерий, согласно которому слабой является та сторона, которая обладает субъективным правом, формы и способы реализации, механизм осуществления которого несовершенны ввиду тех или иных недостатков нормативно-правовых актов, закрепляющих данное право [3, с. 12].

Изложенные критерии представляются достаточно расплывчатыми и противоречивыми: так, первые два критерия взаимно исключают друг друга, поскольку согласно указанным критериям слабой стороной договора являются и должник, и кредитор. В наибольшей мере представляется возможным согласиться с «договорным» критерием. Однако, более точно и подробно данный критерий проанализирован Д.В. Славецким, выделяющим следующие признаки слабой стороны договора:

а) повышенная заинтересованность одного из субъектов договора в заключении договора по сравнению с его контрагентом;

б) отсутствие у одного из субъектов договора достаточной информации относительно предмета деятельности контрагента по договору, предлагаемых товаров и услуг;

в) отсутствие у одного из субъектов договора достаточной информации относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов договорных отношений;

г) необдуманность решения о заключении договора, принятого в условиях, очевидно способствующих принятию одним из субъектов договора необдуманного решения и позволяющих утверждать об отсутствии соответствия воли субъекта, принявшего решение, его волеизъявлению [4, с. 135].

Можно заметить, что потребитель соответствует всем перечисленным признакам слабой стороны договора.

Во-первых, он в большей мере заинтересован в заключении договора по сравнению с предпринимателем – его контрагентом, поскольку для потребителя заключение договора обусловлено необходимостью удовлетворения определенных потребностей, а не извлечения прибыли.

Во-вторых, несмотря на обязанность лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, предоставлять потребителю всю необходимую информацию о предлагаемых ему товарах, работах, услугах, данная обязанность не всегда исполняется, в связи с чем у потребителя зачастую отсутствует полная информация о предмете деятельности его контрагента и о предлагаемых товарах и услугах, об их качестве и иных характеристиках [5, с. 7-15].

В-третьих, во многом в связи с низким уровнем юридической грамотности у потребителя, как правило, отсутствует достаточная информация относительно прав, обязанностей и ответственности субъектов договорных отношений [6, с. 327].

В-четвертых, для потребителей зачастую характерно принятие необдуманных решений о заключении договора, чему, как правило, способствуют лица, осуществляющее предпринимательскую деятельность, зачастую использующие различные методы психологического воздействия, побуждающие потребителя заключить договор как можно скорее, не анализируя другие рыночные предложения [7, с. 5-13.

Таким образом, очевидна необходимость установления ограничений договорной свободы в целях защиты прав потребителя, учитывая, что в силу недостаточности правовых и специальных знаний, переговорных возможностей, зачастую невнимательного чтения или непонимания условий договора он является слабой стороной договора.

 

Список литературы:
1. Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1911. Т. 1: Часть Общая. С. 266.
2. Челышев М.Ю. Закон РФ «О защите прав потребителей»: необходимость совершенствования отдельных положений // Юридический мир. 2009. № 2. С. 40.
3. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2009. С. 12.
4. Славецкий Д.В. Принцип защиты слабой стороны гражданско-правового договора: дисс. ... канд. юрид. наук. Самара, 2003. С. 135.
5. Белов В.А. Потребительские правоотношения: место потребительского обязательства в системе права // Нотариус. 2017. № 7. С. 7-15.
6. Лисицкая А.Ю. Понятие «слабая сторона договора» // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 327.
7. Груздев В.В. Односторонние возможности «слабой» стороны гражданского правоотношения // Право и экономика. 2018. № 2 (360). С. 5 – 13.