Статья:

Особенности наследования нетрудоспособными иждивенцами наследодателя

Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Олиференко Е.Е. Особенности наследования нетрудоспособными иждивенцами наследодателя // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15(125). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/15(125).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности наследования нетрудоспособными иждивенцами наследодателя

Олиференко Евгений Евгеньевич
студент, Кубанский государственный аграрный университет, РФ, г. Краснодар

 

Достаточно интересным нам представляется особая группа наследников, а именно нетрудоспособные иждивенцы.

Прежде чем изучать указанную тему параграфа, необходимо обратиться к понятию «иждивенец». Представляется интересным тот факт, что ГК РФ не содержит легального определения иждивенцев. Для понимания «иждивенцев» нам поможет Трудовой Кодекс Российской Федерации, который в ст. 179 определяет иждивенцев как нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию [8].

Проанализировав законодательство РФ, к иждивенцам можно отнести следующих лиц:

– несовершеннолетние. Ребенок не нуждается в установлении факта иждивения, он признается иждивенцем автоматически;

– инвалиды. Группа инвалидности не учитывается при присваивании статуса иждивенца, однако, обязателен факт наличия справки об инвалидности;

– один из супругов, занимающийся воспитанием несовершеннолетнего. Если он не имеет возможности устроиться на работу, поскольку постоянно находится вместе с ребенком, то могут признать иждивенцем. Декретный отпуск не является основанием для получения официального статуса;

– пенсионеры, размер пенсии которых не доходит до прожиточного минимума. Официально они находятся на попечении своих детей;

– сожитель. Следует отметить, что практика признания сожителей иждивенцами обладает достаточной новизной. Согласно подпункту «в» п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти – вне зависимости от родственных отношений – полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат. При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует оценивать соотношение оказываемой наследодателем помощи и других доходов нетрудоспособного. На практике признание сожителя иждивенцем является достаточно сложным вопросом, так как очень важное значение имеет процент соотношения получаемых от наследодателя средств с иными источниками доходов.

Для установления факта иждивения необходимы следующие признаки (ч. 1 ст. 1148 ГК РФ): 

– иждивенец должен быть признан нетрудоспособным на момент смерти наследодателя;

– лицо должно находиться на иждивении умершего, как минимум, в течение одного года до его смерти.

Согласно п. 3 ст. 1148 ГК РФ, при отсутствии иных наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют в порядке восьмой очереди наследников по закону. В случае же наличия и иных наследников по закону нетрудоспособные иждивенцы наследуют вместе и в равной доле с теми наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

Главной особенностью таких наследников является такая их характеристика как то, что они практически никогда не имеют кровнородственной связи с наследодателем. При отсутствии кровного родства существует правовая связь – поскольку иждивенцы не могут работать добровольно или принудительно, наследодатель несет за них материальную ответственность. Целью такого положения, а равно, и его смыслом, является обеспечение того, чтобы люди, которые действительно являются членами семьи наследодателя, имели определенные права наследования, даже если они не связаны с ним кровнородственной связью.

Следует отметить, что на протяжении истории иждивенцы неоднократно меняли свое положение в очередях наследников по закону в наследственном праве.

Со стечением времени очередность призвания иждивенцев к наследству изменялась, например, до 2001 года нетрудоспособные иждивенцы наследовали совместно с наследниками первой либо второй очереди наследования в равной доле, в случае их отсутствия – самостоятельно, хотя формально как третья очередь наследования они не были упомянуты.

Однако, как в советский период, так и в нынешней ст. 1148 ГК РФ, наследники – нетрудоспособные иждивенцы уже не могли устранить от наследования наследников иных очередей наследования при их наличии, также для всех периодов развития гражданского права России является характерно то, что быть на иждивении наследодателя недостаточно, для вступления в наследство в качестве наследника-иждивенца должен был пройти срок не менее года с момента начала этого условия для наследования.

А вот отличием, характерным уже исключительно для современного законодательства, является условие, установленное п. 2 ст. 1148 ГК РФ. Граждане – нетрудоспособные иждивенцы, претендующие на наследование, но не имеющие право наследовать по закону в рамках первой, второй, третьей, четвертой, пятой, шестой и седьмой очередей должны не только находиться на иждивении не менее года у наследодателя, но и проживать только совместно с ним. Ранее, по Гражданского кодексу РСФСР, данное лицо, претендующее на наследство, могло проживать и отдельно, таким образом, довольно часто подобным образом наследовали пасынки и падчерицы, разведенные супруги, если они находились на иждивении наследодателя не менее года.

Нетрудоспособными иждивенцами по ст. 1148 ГК РФ, имеющими право наследовать в качестве наследников восьмой очереди являются:   а) все несовершеннолетние лица (по ст. 21 ГК РФ), б) граждане, которые достигли установленного законом возраста для назначения им трудовой пенсии по старости вне зависимости от назначения им пенсии по старости (ст. 27 и 28 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года) (при этом лица, которым по закону возможно назначение трудовой пенсии по старости досрочно, наследниками восьмой очереди в этом случае не признаются, как и наследниками наследодателя вообще); в) инвалиды 3, 2 и 1 группы, вне зависимости от того, была ли им назначена пенсия по инвалидности или нет (п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).

Важно понимать, что юридическое значение для установления наследственных прав нетрудоспособным иждивенцем имеет значение не только оказание добровольной помощи наследодателем, но и помощи принудительной, по решению суда. Например, в ст. 89 СК РФ [9] идет перечисление граждан, которые могут в судебном порядке требовать выплату алиментов от их бывшего супруга, в случае, если тот обладает на, то необходимыми материальными средствами. Как гласит ч. 1 ст. 90 СК РФ, это бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся бывший супруг, который осуществляет уход за общим ребенком-инвалидом любой группы до достижения 18 лет либо же за общим ребенком-инвалидом с детства 1 группы; нетрудоспособный и нуждающийся супруг, ставший таковым в течение года с момента расторжения брака; нуждающийся супруг, достигший возраста пенсии не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное (точное время не указано) время. Вышеперечисленные лица могут быть признаны нетрудоспособными иждивенцами, и, следовательно, наследниками по ст. 1148 ГК РФ.

Часто возникает вопрос о том, является ли тот факт, что выполнение обязательства по уплате алиментов перед гражданином является достаточным для признания, например, лица, находящегося в статусе супруга как иждивенца. Если размер алиментов является незначительным, и супруг имеет другие материальные доходы помимо уплачиваемых алиментов, то факт получения этих доходов не будет непосредственно рассматриваться как основание для признания того, что он является иждивенцем наследника. Данная сумма должна быть именно основным источником существования граждан для признания их наследником по закону [10]. Для полного раскрытия темы иждивенцев – наследников по закону следует также указать, что отдельные и непостоянные случаи материальной помощи, доказательством иждивения судом не признаются. Нетрудоспособный гражданин, который имел самостоятельный заработок, может быть признан лишь в том случае, если наследодатель обеспечивал ему своими выплатами регулярный и главный источник существования.

Вместе с тем, обращаясь к ст. 1148 ГК РФ, мы видим, что данная статья как бы провела параллель между иждивенцами, разделив их на два типа.

Нетрудоспособные иждивенцы – кровные родственники, которые перечисляются в ст. 1143–1145 как наследники первых семи очередей (и не только родственники, но и наследники седьмой очереди – пасынок, падчерица, мачеха, отчим), наследуют по закону наравне с теми очередями наследников, которые и призываются к наследованию. В таком случае на практике, они не являются наследниками восьмой очереди, так как относятся, по сути, к первым семи очередям, но при этом являются еще и нетрудоспособными иждивенцами, становясь таким образом обязательными наследниками (что будет подробно рассмотрено). В то время как граждане, которые не являются наследниками иных очередей, но являются нетрудоспособными иждивенцами наследодателя не менее года, и проживают совместно с ним, являются наследниками восьмой очереди, хотя также при наличии других очередей наследования являются обязательными наследниками в равных долях.

Рассматривая в рамках судебной практики наследование нетрудоспособными иждивенцами, следует упомянуть некоторые случаи судебной практики для соответствующей иллюстрации применения ст. 1148 ГК РФ. Например, решение по делу 2-1-119/2017 Майнского районного суда Ульяновской области от 30 марта 2017 года, который рассмотрел дело о наследственном споре между гражданами Горшковым и Моисеевым, в котором гражданин Горшков, являвшийся наследником второй очереди, обратился с иском к гражданину Моисееву, который наследовал квартиру за своим сыном М. после его смерти в 2016 году. Горшков являлся дедушкой наследодателя М. и утверждал в суде, что фактически полагался на своего внука, с 2005 года и проживал с ним, что означает, что он владеет половиной квартиры в соответствии со ст. 1148 ГК РФ, как наследник второй очереди и одновременно нетрудоспособный иждивенец. Изучив многочисленные документы и заслушав показания свидетелей, суд пришел к выводу, что основной доход гражданина Горшкова (в основном пенсионный) составлял более 15000 рублей, а доход его внука, соответственно, меньше. Следовательно, Горшков должен полагаться на свой доход как на основной доход для своего существования. Суд отклонил требования Горшкова, мотивируя это тем, что он не подтвердил доказательственно получения наследодателем дополнительных доходов в районе 40000–45000 рублей, суд отказал в иске к наследнику на первом этапе и обязал его возместить судебные издержки.

Таким образом, исследуя мнения ученых и судебную практику, мы приходим к выводу о том, что процедура доказывания статуса иждивенца в судебном порядке, и в качестве наследника второй-седьмой, и в качестве наследника восьмой очереди представляется объемным, сложным и трудоемким процессом. Большие шансы на удовлетворение своих исковых требования в суде имеют разве что инвалиды, причем в основном 2 и 1 групп, и несовершеннолетние, как нетрудоспособные автоматически. Имеет значение сам факт, то есть соответствие указанному возрасту либо получение инвалидности.

Также следует подчеркнуть, что некоторые проблемы, возникающие при наследовании иждивенцами, связаны с тем, что в ГК РФ нет четкого определения понятия «иждивенца». В связи с этим факт нахождения лица на иждивении необходимо доказать в суде. Однако не следует отменять устоявшуюся практику.

Актуальность проблемы нетрудоспособных и иждивенцев заключается прежде всего в том, что отдельные случаи оказания материальной помощи наследодателем не могут служить доказательствами факта иждивения.

Состоящими на иждивении наследодателя следует считать нетрудоспособных лиц, находившихся на полном содержании наследодателя или получивших от наследодателя такую помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств к существованию.

Исходя из нотариальной практики, в доказательство факта нахождения на иждивении могут быть представлены следующие документы: справка органов местного самоуправления, жилищно-эксплуатационной организации или с места работы наследодателя о наличии у него иждивенцев, справка отдела социального обеспечения о назначении пенсии по случаю потери кормильца.

Тем не менее, наличие любого из этих документов, или нескольких в совокупности, не может неоспоримо доказать факт нахождения лица на иждивении. Поскольку одним из условий установления этого факта является получение помощи, которая является не только постоянным для человека, но и основным источником средств к существованию для него, представляется сомнительным, что можно с уверенностью определить достоверность ситуации иждивения. Таким образом, для признания нетрудоспособного физического лица, претендующего на наследство, наследником нотариусу почти всегда требуется копия решения суда, имеющего юридическую силу, устанавливающую факт зависимости такого лица от умершего.

Таким образом, проблема наследования иждивенцами решается только в судебном порядке.

 

Список литературы:
1. Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 30.03.2017 по делу № 2-1-119/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
2. Абраменко М. С. Правовой механизм принятия наследования // Нотариус. – 2012. – № 3.
3. Аргунов А. В. Правовые основы нотариальной̆ деятельности в РФ :учебни /под ред. Е. А. Борисова. – М.: Издательский Дом «Городец», 2019.
4. Барщевский М. Ю. Наследственное право : учебное пособие. – М., Белые альвы, 2016.
5. Вавилин Е. В. Механизм осуществления права на принятие наследства // Наследственное право. – 2019. – №1.
6. Долинская В. В. О тенденциях развития и проблемах наследованного права РФ // Законы России : опыт, анализ, практика. – 2018. – № 10.
7. Зайцева Т. И. Судебная практика по наследственным делам. – М., 2017.
8. Решение Тамалинского районного суда Пензенской области от 18.05.2017 по делу 2-90/2017 // СПС «КонсультантПлюс». 
9. Пронин М. Г. «Право наследования». – Минск, 2009. – С. 46 - 47.
10. Семейный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ : в ред. от 06.02.2020 // СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.