ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Секция: Юриспруденция
LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Трансформация государственного сектора Российской Федерации из-за ведения СВО, и внедрения множества санкций против России подразумевает формирование и реализацию системных мер в финансово-корпоративной политике государства, направленных на совершенствование управления общественными финансами и корпоративными правоотношениями в мировом сообществе. В связи с этим ключевую роль имеет корректировка механизма правового регулирования участия государства в корпоративных правоотношениях и финансового обеспечения корпораций, которые осуществляют расход бюджетных средств. Однако в финансовой политике, нормативно-правовых документах и целевых программах наблюдаются существенные противоречия, которые приводят к возникновению проблем и институциональных барьеров при функционировании государственных корпораций как субъектов финансово-экономической деятельности.
Участие государства в корпоративных правоотношениях является объективной необходимостью рыночной экономики. Оно осуществляется посредством владения акциями компаний и выражает экономические и социальные функции государства, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Государство, так же как и другие участники корпоративного права, может участвовать как непосредственно, так и косвенно. Акционерное общество является наиболее оптимальной организационно-правовой формой для управления государством [2].
Отсутствие единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядок и механизм участия государства в корпоративных правоотношениях, стало причиной регулирования данной деятельности при помощи президентских поручений и действий правительства Российской Федерации.
Актуальность проблемы исполнения государственных и общественных интересов становится очевидной еще на стадии определения степени участия государства в экономической деятельности субъекта. В данном случае государство вправе выбирать разные формы такого участия - как прямое, так и опосредованное.
Основную роль в этом процессе играет прямое участие государства в корпоративных отношениях, которое реализуется через приобретение прав собственности на акции и доли участия в предприятиях. Также применяется специальное право участия государства в управлении акционерным обществом, известное как «золотая акция».
Причины государственного регулирования включают несовершенство, недостатки, провалы и ограниченные возможности рыночной экономики. Важно отметить, что Российская Федерация является публично-правовым образованием, которое отличается от других субъектов корпоративных правоотношений. Она действует в интересах всего общества и исполняет стратегически важные и социальные функции, что определяет цели государственного участия в корпоративных правоотношениях.
Современный этап развития правового регулирования участия государства в корпоративных правоотношениях, обусловлен необходимостью поиска новых методов управленческой деятельности, учитывающих динамику общественно-политических и социально-экономических процессов в России.
Несмотря на столь высокую значимость участия государства в корпоративных отношениях, а также на значительную долю государства в российской экономике, до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует надлежащее законодательное регулирование участия государства в хозяйственных обществах. В частности, до настоящего времени так и не принят специальный федеральный закон, регламентирующий отношения по участию государства в корпоративных отношениях.
В этой связи правовое регулирование отношений по участию государства в корпоративных отношениях осуществляется преимущественно даже не нормами корпоративного законодательства, а положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1] и многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, что является неоправданным, поскольку это не учитывает специфику правового статуса государства как участника корпоративных отношений. В специальных законах корпоративного законодательства (Закон об АО и Закон об ООО) содержится всего несколько норм, посвященных регулированию указанных отношений.
Полагаем, что правовые нормы, регулирующие специфику правового статуса государства как субъекта гражданско-правовых отношений по участию в хозяйственных обществах, должны содержаться в федеральном законе. Наличие таких норм в подзаконных актах является недопустимым и противоречит изложенным в п. 2 ст. 124 ГК РФ требованиям о том, что особенности правового статуса государства в гражданских правоотношениях могут быть установлены только законом.