Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Почтовый В.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(72).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В КОРПОРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

Почтовый Владимир Сергеевич
магистрант, ЧОУ ВО Московский университет им. С. Ю. Витте, РФ, г. Москва
Гусева Наталья Николаевна
научный руководитель, ЧОУ ВО Московский университет им. С. Ю. Витте, РФ, г. Москва

 

Трансформация государственного сектора Российской Федерации из-за ведения СВО, и внедрения множества санкций против России подразумевает формирование и реализацию системных мер в финансово-корпоративной политике государства, направленных на совершенствование управления общественными финансами и корпоративными правоотношениями в мировом сообществе. В связи с этим ключевую роль имеет корректировка механизма правового регулирования участия государства в корпоративных правоотношениях и финансового обеспечения корпораций, которые осуществляют расход бюджетных средств. Однако в финансовой политике, нормативно-правовых документах и целевых программах наблюдаются существенные противоречия, которые приводят к возникновению проблем и институциональных барьеров при функционировании государственных корпораций как субъектов финансово-экономической деятельности.

Участие государства в корпоративных правоотношениях является объективной необходимостью рыночной экономики. Оно осуществляется посредством владения акциями компаний и выражает экономические и социальные функции государства, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Государство, так же как и другие участники корпоративного права, может участвовать как непосредственно, так и косвенно. Акционерное общество является наиболее оптимальной организационно-правовой формой для управления государством [2].

Отсутствие единого законодательства, регулирующего цели, задачи, основы управления государственной собственностью, а также порядок и механизм участия государства в корпоративных правоотношениях, стало причиной регулирования данной деятельности при помощи президентских поручений и действий правительства Российской Федерации.

Актуальность проблемы исполнения государственных и общественных интересов становится очевидной еще на стадии определения степени участия государства в экономической деятельности субъекта. В данном случае государство вправе выбирать разные формы такого участия - как прямое, так и опосредованное.

Основную роль в этом процессе играет прямое участие государства в корпоративных отношениях, которое реализуется через приобретение прав собственности на акции и доли участия в предприятиях. Также применяется специальное право участия государства в управлении акционерным обществом, известное как «золотая акция».

Причины государственного регулирования включают несовершенство, недостатки, провалы и ограниченные возможности рыночной экономики. Важно отметить, что Российская Федерация является публично-правовым образованием, которое отличается от других субъектов корпоративных правоотношений. Она действует в интересах всего общества и исполняет стратегически важные и социальные функции, что определяет цели государственного участия в корпоративных правоотношениях.

Современный этап развития правового регулирования участия государства в корпоративных правоотношениях, обусловлен необходимостью поиска новых методов управленческой деятельности, учитывающих динамику общественно-политических и социально-экономических процессов в России.

Несмотря на столь высокую значимость участия государства в корпоративных отношениях, а также на значительную долю государства в российской экономике, до настоящего времени в Российской Федерации отсутствует надлежащее законодательное регулирование участия государства в хозяйственных обществах. В частности, до настоящего времени так и не принят специальный федеральный закон, регламентирующий отношения по участию государства в корпоративных отношениях.

В этой связи правовое регулирование отношений по участию государства в корпоративных отношениях осуществляется преимущественно даже не нормами корпоративного законодательства, а положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» [1] и многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, что является неоправданным, поскольку это не учитывает специфику правового статуса государства как участника корпоративных отношений. В специальных законах корпоративного законодательства (Закон об АО и Закон об ООО) содержится всего несколько норм, посвященных регулированию указанных отношений.

Полагаем, что правовые нормы, регулирующие специфику правового статуса государства как субъекта гражданско-правовых отношений по участию в хозяйственных обществах, должны содержаться в федеральном законе. Наличие таких норм в подзаконных актах является недопустимым и противоречит изложенным в п. 2 ст. 124 ГК РФ требованиям о том, что особенности правового статуса государства в гражданских правоотношениях могут быть установлены только законом.

 

Список литературы: 
1. Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.01.2002, № 4, ст. 251.
2. Слесарев В.Л., Кравец В.Д. Отношения участия и управления в системе корпоративных отношений // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 9. С. 125 - 135.