Статья:

К ВОПРОСУ О ДОПРОСЕ СВИДЕТЕЛЯ, СТРАДАЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дубровкина Д.В., Рыбалкина Ю.А. К ВОПРОСУ О ДОПРОСЕ СВИДЕТЕЛЯ, СТРАДАЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(69).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О ДОПРОСЕ СВИДЕТЕЛЯ, СТРАДАЮЩЕГО ПСИХИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВОМ

Дубровкина Дарья Вячеславовна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Рыбалкина Юлия Александровна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Елистратова Валентина Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) помимо участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты закрепляет и иных участников уголовного судопроизводства, одним из которых выступает свидетель.

Согласно части 1 статьи 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ [1].

В статье 56 УПК РФ также раскрывается перечень лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей [1], однако закон не устанавливает того, что лица, страдающие психическим расстройством, не могут быть свидетелями по уголовному делу.

Исходя из толкования статьи 56 УПК РФ свидетель может быть вызван для дачи показаний по уголовному делу, что в дальнейшем допускается в качестве доказательств по делу. Несомненно, показания свидетелей позволяют дополнить общую картину и подтвердить юридически значимые для дела факты, особенно в тех случаях, когда практики сталкиваются с разрешением сложных уголовных дел.

Статьей 88 УПК РФ установлено, что каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела [1]. Возникает вопрос в оценке достоверности показаний свидетеля, когда его психическое или физическое состояние позволяет предположить неспособность адекватно и правильно воспринимать, и запоминать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, а в дальнейшем воспроизводить воспринятое в ходе допроса.

Обратимся к статье 196 УПК РФ, которая регулирует обязательное назначение и производство судебной экспертизы [1]. Так, в случаях, когда психическое или физическое состояние подозреваемого (обвиняемого) вызывает сомнение во вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Тоже самое и с потерпевшим, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, также назначается обязательная судебная экспертиза. Обязательность для потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) означает, что экспертиза проводится вне зависимости от их воли, обеспечена мерами государственного принуждения, в том числе уголовной ответственностью за отказ от ее прохождения.

В отношении свидетеля назначение обязательной судебной экспертизы УПК РФ не установлено. Однако лишь в случае, когда, сомневаясь в достоверности показаний свидетеля, с целью установления способности правильно воспринимать и запоминать события сторона защиты заявляет ходатайство о производстве в отношении него судебно-психиатрической экспертизы. Если свидетель соглашается добровольно пройти экспертное исследование и дает на это письменное согласие, то проблем не возникает, достоверность его показаний оценивается с учетом заключения судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизы. Таким образом, если у свидетеля нет желания подвергаться экспертному исследованию, судебная экспертиза не проводится.

В связи с этим целесообразно внести изменения в УПК РФ. Предлагается дополнить пункт 4 статьи 196 УПК РФ и изложить в следующей редакции: «судебная экспертиза в отношении потерпевшего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2, 4 и 5 статьи 196 настоящего Кодекса, а также в отношении свидетеля, за исключением случаев, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, производится с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде. Судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела». Подобного рода изменение послужит уравниванию статуса свидетеля с такими участниками уголовного судопроизводства, как обвиняемый и потерпевший, в вопросе защиты прав и охраняемых законом интересов личности.

Данная тема не является новеллой в отечественном праве, однако носит по сегодняшний день лишь теоретический характер. Для раскрытия преступления и привлечения к уголовной ответственности лиц их совершивших, важны сведения, которые могут этому способствовать. Показания свидетеля, не соответствующие действительности, могут привести к осуждению невиновного, что не обеспечивает принципы уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Назначение свидетелю обязательной судебной экспертизы важно для обеспечения справедливого судебного процесса и достижения объективной истины.

 

Список литературы:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.; Собрание законодательства РФ. – 2023. – №12. – Ст. 1891.