Статья:

Основные подходы к определению понятия коррупции

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Неркарарян А.Г. Основные подходы к определению понятия коррупции // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(17).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные подходы к определению понятия коррупции

Неркарарян Аркадий Гераклиевич
магистрант Набережночелнинского института К(П)ФУ, РФ, г. Набережные Челны
Аглямова Гульназ Махияновна
научный руководитель, к.ю.н., доцент, РФ, г. Набережные Челны

 

Коррупция вот уже на протяжении достаточно продолжительного срока выступает в качестве одного из отрицательных явлений российской действительности. То, что это широкомасштабная проблема, свидетельствуют данные рейтинга коррумпированности чиновников – Россия находится в десятке самых неблагополучных стран мира. Чем же обусловлено существование коррупции? Анализу причин ее возникновения регулярно посвящаются работы.  Но почему так и не найдено решение данной проблемы?

Следует, прежде всего, понять, что собой представляет коррупция, потом уже – на основе каких условий складывается.

В литературе можно встретить следующее определение: «Коррупция (от лат. corrumpere – «растлевать») – термин, в современном понимании обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и общепринятым моральным установкам, т.е. взяточничество» [1].

Состав взяточничества определен Уголовным кодексом РФ. В главу, посвященную преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, включены три статьи. Наказуемы как получение, так и дача взятки, а также посредничество при взяточничестве – ст. ст. 290, 291, 291.1 УК РФ соответственно.

Исходя из дефиниции, предложенной  Уголовным кодексом РФ (ст. 290), можно сделать вывод, что за деньги или иной имущественный эквивалент в пользу давшего их или указанных им лиц нельзя приобретать или осуществлять:

– право на действия (бездействие), если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица;

– способствование должностным лицом в силу своего положения тем или иным действиям (бездействию);

– общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом;

– разрешение на незаконные действия (бездействие).

Почему же установлен запрет на осуществление тех или иных указанных в диспозиции ст. ст. 290, 291, 291.1 УК РФ действий (бездействия) за деньги, имущественные права и услуги? Наверное, в силу того, что приобретение ряда благ должно осуществляться на основе иных принципов.

В частности таких, как:

– принцип справедливости,

– принцип объективности принимаемого решения,

– принцип равенства граждан перед законом и судом,

– принцип правомерности и законности совершаемых действий (бездействия),

– принцип соответствия предоставляемых услуг требованиям качества,

– принцип обеспечения безопасности,

– принцип недопустимости причинения вреда,

– принцип недопущения ограничения прав и свобод граждан.

Данный перечень носит открытый характер. Таким образом, при установлении запрета на приобретение ряда благ посредством влияния на принятие решения каким-либо должностным лицом с помощью денег или иных имущественных вложений образуется презумпция выше обозначенных принципов.

Следует отметить и то, что многие блага не могут быть изначально приобретены в обмен на деньги или иной имущественный эквивалент в силу того, что не являются товаром априори [3]. Несложно себе представить негативные последствия покупки удостоверения сотрудника внутренних дел, водительских прав или же диплома врача. Поэтому для приобретения неких благ (в данном случае под благом понимается предмет, документ или услуга, с помощью которого человек может удовлетворить имеющуюся у него потребность) претендент должен соответствовать неким качественным характеристикам, то есть обладать знаниями, опытом, необходимой квалификацией, законным правом и т.д.

Коррупциогенный фактор возникает в том случае, когда качественные характеристики претендента на получение соответствующего блага заменяются деньгами или их имущественным эквивалентом, например, работой, услугой, покровительством или попустительством по службе.

Следует признать, что пока в России не будет законодательно обеспечена возможность для приобретения тех или иных благ на основе принципов законности, равенства прав граждан и т.д. и исключены варианты их замены посредством денег и связей, то есть, иначе говоря, пока не будет устранена основная причина возникновения коррупции, действия граждан будут соединены со взяточничеством.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Консультант плюс
2. Бондырев В.Е. Разработка и принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5
3. Гаврилов Б.Я. О коррупционности уголовного закона // Российский следователь. 2012. N 1.