СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
Секция: Юриспруденция
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА
HUMAN FREEDOM IN THE LEGAL CONCEPT OF B.N. CHICHERIN
Vadim Sevostyanov
Student Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Omsk
Tatyana Gryaznova
Scientific supervisor Doctor of Law, Associate Professor, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Omsk
Аннотация. В статье рассматривается концепция свободы человека в правовой теории Б.Н. Чичерина. Автор анализирует понятие свободы в контексте теории правовой системы выдвинутой Б.Н. Чичериным. Основное внимание уделяется изучению теории права Б.Н. Чичерина, а также ее соотношению с правом и справедливостью. В статье подчеркивается, что свобода человека тесно связана с понятием права и справедливости. Право является инструментом защиты свободы человека и гарантией ее соблюдения. Справедливость же заключается в том, что каждый человек должен быть равен перед законом и иметь равные возможности для реализации своих прав и свобод.
Abstract. the article discusses the concept of human freedom in the legal theory of B.N. Chicherin. The author analyzes the concept of freedom in the context of the theory of the legal system put forward by B.N. Chicherin. The main attention is paid to the study of B.N. Chicherin's theory of law, as well as its relationship with law and justice. The article emphasizes that human freedom is closely related to the concept of law and justice. The law is an instrument for the protection of human freedom and a guarantee of its observance. Justice lies in the fact that everyone should be equal before the law and have equal opportunities to exercise their rights and freedoms.
Ключевые слова: свобода человека, правовая концепция Б.Н. Чичерина, государство, человеческое общежитие, природа права.
Keywords: human freedom, B.N. Chicherin's legal concept, the state, human community, the nature of law.
Борис Николаевич Чичерин - один из выдающихся представителей русской правовой мысли. В его работах находят свое отражения фундаментальные правовые вопросы, остающиеся актуальными и в наше время. Его учение рассматривает права и свободы человека, а также возникающие в процессе жизнедеятельности правоотношения между субъектами права. Изучая природу права, он не раз ссылался на мысль, что «источник права не в законе, а в свободе». [1, c. 66] Посмотрим, что понимается под свободой Б.Н. Чичерин.
Е.Н. Трубецкой отмечал, что для Б.Н. Чичерина «свобода личности служит краеугольным камнем всего правового порядка, всего государственного и общественного здания». [2, c. 353] Свобода в данном случае считается обязательным источником власти. По мнению А.И. Вакулы, у Б.Н. Чичерина она «выступает как начало, соединяющее вместе разрозненные векторы индивидуальных свобод» в государстве. [3]
Для понимания трактовки свободы человека Б.Н. Чичериным необходимо обратиться к его правовой концепции. По мнению С.Л. Чижкова, «Чичерин подразделяет свободу на внутреннюю и внешнюю и соотносит их соответственно с нравственностью и правом».[4] Чичерин Б.Н., в своей концепции разделяет право и нравственность таким образом, что человек, как отдельно взятая часть общества, в своих действиях должен обращаться к внутренний факторам (нормы нравственности, морали), которые он приобретает с возрастом, и внешним, теми, что ратифицированы государством, регулирующие отношения в сфере гражданского общества и государства.
В своем труде «Философия права» Б.Н. Чичерин рассматривает государство, как «союз людей, образующий единое, постоянное и самостоятельное целое», [5, c. 73] т.е. как власть целого, над своими частями, что приводит к выводу о том, что изданные государством законы, должны рождаться из внутреннего начала человека, а именно из нравственности. На данный факт ссылается Б.Н. Чичерин, рассматривая право, как «внешнюю свободу человека, определяемую общим законом». [6, c. 81]
Главным мотивом, побуждающим человека к тем или иным поступкам, являются его желания, которые направляются разумом. Разум руководствуется критериями нравственности, которые оценивают целесообразность и необходимость действий человека по достижению желаемого, этот выбор можно считать внутренней свободой человека. [7, c. 53] Что касается внешней свободы, то в данном случае, ограничивающим фактором будет закон, регулирующий внешние отношения. [8, c. 62]
Закон, как основной внешний фактор, регулирующий деятельность отдельно взятого человека, представляется Б.Н. Чичерины, не только как совокупность действующих норм права. Он служит инструментом, переводящим право «из области мысли, ни для кого не обязательной, в область действительности, обязательной для всех». [9] Нормы права, есть созданные внутренней нравственностью совокупности людей, отраженные в законах, для создания инструмента влияния на свободу человека. Таким образом источником права согласно правовой концепции Б.Н. Чичерина является «свобода, из нее вытекает и требование взаимного признания». [10, c. 422]
В понятие свободы Б.Н. Чичерин включал две стороны — отрицательную и положительную. [11, c. 143] Отрицательная – это свобода от чужой воли, а положительная – действия по своему желанию, а не из-за воздействия внешних факторов. Право по Б.Н. Чичерину ограничивает положительную, и охраняет отрицательную свободу. Поэтому оно, как обоюдное сдерживание свободы под общим законом, является обязательным свойством государства. Человек, по своему естеству, обладает личными, зачастую эгоистичными целями. Он нередко действует во вред другим членам общества. Мирное сосуществование невозможно там, где данным стремлениям предоставлен абсолютный простор. Исполнение норм права поддерживается принудительными мерами со стороны государства.
Для Б.Н. Чичерина человеческая свобода – свобода выбора, основанная на нравственно-правовых началах. Рассматривая человека, как существо социальное, он приходит к выводу о том, что влияние на свободу происходит как внутренне, так и внешне. «Особое значение имеет мысль Чичерина о необходимости правового воспитания общества для жизни в условиях свободы и самоуправления» [12, c. 262] - отмечает И.Д. Осипов Действительно, в концепции Б.Н. Чичерина мысль правового воспитания, как и права в целом, неразрывно связана с понятием свобода человека, так как одно вытекает из другого.
Идеи Б.Н. Чичерина связанные с пониманием права и свободы человека, являются важной составляющей его теории. Он подчеркивал, что право, есть ничто иное, как совокупность свобод человека, которая позволяет осуществлять внешний контроль за желаниями, влияющими на выбор способов взаимодействий людей. Все эти идеи Чичерина оказали значительное влияние на развитие правовой мысли и продолжают быть актуальными и в настоящее время.