Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания
Секция: Юриспруденция
XXXVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Проблема взаимодействия Федеральной службы судебных приставов с другими правоохранительными органами при производстве дознания
Федеральная служба судебных приставов России в ходе производства дознания постоянно взаимодействует с другими правоохранительными органами, данное сотрудничество представляет собой сложную, непрерывную взаимосвязанную и согласованную деятельность, которая направлена на выполнение общей задачи – укрепление законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
А.В. Мухин считает, что «… в настоящее время вопросы взаимодействия службы судебных приставов с правоохранительными и юрисдикционными органами заслуживают пристального внимания как теоретиков, так и практиков, поскольку от того, насколько эффективно ФССП будет выполнять свои задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц» [1, с.140–142].
В.В. Головин утверждает, что основная цель взаимодействия и сотрудничества ФССП с правоохранительными органами заключается в укреплении и поддержании законности и правопорядка. Он считает, что их взаимодействие определяется установленными задачами, такими как: охрана прав, свобод и законных интересов граждан; сбор сведений о преступлениях, относящихся к подследственности службы судебных приставов; выявление преступлений, подследственных ФССП, а также установление всех обстоятельств, способствующих их совершению, и лиц, имеющих отношение к их совершению; принятие мер по предупреждению совершения преступлений, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности; повышение и укрепление правовой культуры должностных лиц [2, с.14–15].
Тесное взаимодействие службы судебных приставов с правоохранительными органами подтверждается изданием межведомственных приказов, таких как Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» [3]; Приказ Генпрокуратуры России №147, МВД России №209, ФСБ России №187, СК России №23, ФСКН России №119, ФТС России №596, ФСИН России №149, Минобороны России №196, ФССП России №110, МЧС России №154 от 26.03.2014г. «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях» [4]. Наиболее тесно служба судебных приставов взаимодействует с прокуратурой, судами, полицией, налоговыми, таможенными, пограничными органами.
Дознаватель службы судебных приставов является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, в связи с чем его процессуальные ошибки могут привести к отрицательным последствиям, таким как: привлечение невиновных лиц к уголовной ответственности, а также, наоборот, освобождение от нее виновных лиц. Поэтому с целью предотвращения совершения дознавателем в ходе производства дознания возможных процессуальных ошибок, прокуроры осуществляют постоянный процессуальный надзор за деятельностью органов дознания. Таким образом, мы наблюдаем, что на стадии дознания прокурор и дознаватель вступают между собой в тесные взаимообусловленные уголовно-процессуальные отношения [5].
Что касается взаимодействия дознавателей службы судебных приставов с судами, то оно заключается прежде всего в рассмотрении уголовных дел после утверждения прокурором обвинительного акта. Также можно отметить, что в случае наличия у подозреваемых по уголовному делу судимостей, дознаватель делает запросы в суды с целью получения приговоров, которые являются характеризующими данными подозреваемого.
Очень часто, в ходе расследования уголовных дел, дознаватели службы судебных приставов сталкиваются с необходимостью допросить потерпевших или свидетелей, которые находятся за пределами Российской Федерации, ознакомить их с правами и обязанностями, а также приобщить необходимые документы к материалам уголовного дела. В данной ситуации дознаватель на основании ст.453 УПК РФ [6] в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности вносит запрос о производстве отдельных следственных действий компетентным органам или должностным лицам иностранного государства.
Необходимо в данном случае привести пример из практики. Так, в 2009 году УФССП России по Белгородской области был направлен запрос в компетентные органы Украины, в связи с тем, что в ходе расследования уголовного дела в отношении гражданина Г. было установлено, что бывшая супруга подозреваемого проживает в Украине. Благодаря сотрудничеству с компетентными органами иностранного государства стало возможным окончание уголовного дела и направление его для рассмотрения в суд [7].
Следует отметить, что в ходе производства дознания дознавателям службы судебных приставов наиболее часто приходится обращаться за содействием в органы внутренних дел. Это связано прежде всего с тем, что полиция в основном формируется по территориальному принципу, поэтому ближе других правоохранительных структур находится к населению. Поэтому именно в полицию поступает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях, в том числе и относящихся к подследственности службы судебных приставов. В связи с этим полиция считается основным органом дознания, так как ее сотрудники принимают первоочередные меры реагирования [8, с.111–115].
Основной причиной тесного сотрудничества службы судебных приставов и органов внутренних дел является отсутствие оперативно-розыскных полномочий у ФССП России. В настоящее время ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [9] в систему субъектов оперативно-розыскной деятельности включил Министерство юстиции Российской Федерации, однако, этими полномочиями наделены лишь оперативные подразделения уголовно-исполнительной системы. Служба судебных приставов данной функцией не наделена, поэтому в случае необходимости должностным лицам службы приходится обращаться за помощью в органы внутренних дел [10, с.19–20].
Однако следует отметить, что существуют некоторые проблемы во взаимодействии ФССП с полицией. Органы внутренних дел в связи с загруженностью поручения должностных лиц службы судебных приставов выполняют крайне неохотно, происходит затягивание времени. Тем более, что в федеральном законе не установлены конкретные сроки, в течение которых оперативные подразделения органов внутренних дел обязаны произвести оперативно-розыскные мероприятия, поэтому часто окончить дознание в установленный уголовно-процессуальным законом 30-суточный срок не представляется возможным, поэтому приходится продлять сроки по уголовному делу, показатели деятельности органа дознания в связи с этим снижаются, чего бы не происходило в случае наделения службы оперативно-розыскными полномочиями.
Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие у службы судебных приставов полномочий на осуществление оперативно-розыскной деятельности приводит к затруднению расследования уголовных дел в установленные уголовно-процессуальным законом сроки, негативно отражается на оперативности и своевременности производства следственных действий. Мы считаем, что необходимо на законодательном уровне признать службу судебных приставов субъектом оперативно-розыскной деятельности, следует наделить ее правом самостоятельно производить оперативно-розыскные мероприятия. Данное изменение в законодательстве фактически приравняло бы службу судебных приставов к правоохранительным органам, что положительно бы сказалось на эффективности ее деятельности.
Следует признать, что в настоящее время территориальные подразделения службы судебных приставов являются неотъемлемым элементом государственной власти в регионах страны наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми, таможенными, пограничными и другими органами. Таким образом, мы считаем, что необходимым этапом в дальнейшем развитии Федеральной службы судебных приставов как органа дознания является придание ей статуса правоохранительного органа, что благоприятно отразится на качественности и оперативности ее деятельности.