Статья:

ЖАК МАРИТЕН О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гуня В.В. ЖАК МАРИТЕН О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(213). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(213).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖАК МАРИТЕН О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

Гуня Виктория Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Брояка Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры истории государства и права, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается точка зрения французского мыслителя, представителя неотомистской теории права ХХ века Жака Маритена на проблему прав человека и пути ее решения; раскрывается понимание процесса развития права и его сущности, приводится классификация прав человека.

 

Ключевые слова: история права, Жак Маритен, права человека, естественное право.

 

Одной из ключевых политико-правовых концепций настоящего времени является учение о естественном праве. Оно находит собственную теоретическую основу в современной западноевропейской и американской философии [2; с. 553]. Колоссальное влияние на развитие учения о естественном праве оказал французский философ, общественный деятель Жак Маритен (1882 – 1973).

Политико-правовые идеи Ж. Маритена относительно прав человека значительным образом повлияли на разработку Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. [1; с. 1], рекомендованную к применению всеми государствами-членами ООН, в настоящее время которых 193. Это говорит о значимости Декларации и актуальности рассмотрения концепции прав в работах Ж. Маритена.

По Ж. Маритену естественное право – это правила поведения людей, необходимые к установлению для нормального существования человеческого рода. Оно, как и у Ф. Аквинского, исходит из вечного божественного закона, представляющего собой идеальный порядок управления обществом.

Важность учения об естественном праве, по мнению мыслителя, состоит в следующем: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами» [3; с. 103].

По мнению Ж. Маритена в основе вопроса о правах человека находится индивид, на умозрительном уровне которого существует целостная система собственных убеждений, вследствие чего прийти к единому пониманию прав человека и их определению практически невозможно. Выходом из данной ситуации является принятие единого акта, в который со временем будут вноситься поправки, положительно с позиции народа модернизирующие его.

Фундаментальная проблема прав человека, по Ж. Маритену, состоит в их непрекращающемся развитии. Такое развитие влияет на возникновение "новых" прав (социальных, экономических, культурных), которые вступают в борьбу со "старыми". При этом «в человеческой истории ни одно новое право … не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых старых прав». Поэтому законодательный акт должен правильно сочетать в себе и "новые", и "старые" права человека.

Проблему прав человека представляется возможным решить с помощью естественного права. Без понимания сущности естественного права невозможно определить и содержание прав человека, ведь права человека, с точки зрения мыслителя, находят свое начало в естественном праве. При этом естественное право неэффективно познавать исключительно через понятия и логические умозаключения, необходимо учитывать и «моральное сознание добродетельного человека, мистическое сознание созерцателя и поэтическое сознание художника». Именно благодаря этому можно определить динамические схемы естественного права, ведь «лишь постольку, поскольку оно познано и выражено в постулатах практического разума, это естественное право имеет силу закона».

Учитывая постоянно развивающийся характер права, Ж. Маритен выработал классификацию прав, признаваемую сегодня основной:

  1. фундаментальные права (на существование, личную свободу, стремление к нравственному совершенствованию, владение материальными благами);
  2. политические права (на выбор своих представителей);
  3. социальные права (на труд, выбор профессии, достойную заработную плату, пособие по безработице и др).

Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что концепция Ж. Маритена о правах человека неразрывно связана с естественным правом, являющимся важнейшим регулятором общественных отношений. Своими идеями Ж. Маритен кардинально изменил фундаментальные установки прошлых лет. Вне систематического исследования естественного права невозможно определить сущность и значение прав человека в современном мире.

 

Список литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - N 67. – 1995. 
2. Лейст О. Э. История политических и правовых учений: учебник. М.: Юридическая литература, 1997. 576 с.
3. Жак Маритен. Человек и государство. Пер. с англ. Т. Лифинцевой. М.: Идея-Пресс, 2000. 196 с.