ЖАК МАРИТЕН О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЖАК МАРИТЕН О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация. В статье рассматривается точка зрения французского мыслителя, представителя неотомистской теории права ХХ века Жака Маритена на проблему прав человека и пути ее решения; раскрывается понимание процесса развития права и его сущности, приводится классификация прав человека.
Ключевые слова: история права, Жак Маритен, права человека, естественное право.
Одной из ключевых политико-правовых концепций настоящего времени является учение о естественном праве. Оно находит собственную теоретическую основу в современной западноевропейской и американской философии [2; с. 553]. Колоссальное влияние на развитие учения о естественном праве оказал французский философ, общественный деятель Жак Маритен (1882 – 1973).
Политико-правовые идеи Ж. Маритена относительно прав человека значительным образом повлияли на разработку Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. [1; с. 1], рекомендованную к применению всеми государствами-членами ООН, в настоящее время которых 193. Это говорит о значимости Декларации и актуальности рассмотрения концепции прав в работах Ж. Маритена.
По Ж. Маритену естественное право – это правила поведения людей, необходимые к установлению для нормального существования человеческого рода. Оно, как и у Ф. Аквинского, исходит из вечного божественного закона, представляющего собой идеальный порядок управления обществом.
Важность учения об естественном праве, по мнению мыслителя, состоит в следующем: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами» [3; с. 103].
По мнению Ж. Маритена в основе вопроса о правах человека находится индивид, на умозрительном уровне которого существует целостная система собственных убеждений, вследствие чего прийти к единому пониманию прав человека и их определению практически невозможно. Выходом из данной ситуации является принятие единого акта, в который со временем будут вноситься поправки, положительно с позиции народа модернизирующие его.
Фундаментальная проблема прав человека, по Ж. Маритену, состоит в их непрекращающемся развитии. Такое развитие влияет на возникновение "новых" прав (социальных, экономических, культурных), которые вступают в борьбу со "старыми". При этом «в человеческой истории ни одно новое право … не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых старых прав». Поэтому законодательный акт должен правильно сочетать в себе и "новые", и "старые" права человека.
Проблему прав человека представляется возможным решить с помощью естественного права. Без понимания сущности естественного права невозможно определить и содержание прав человека, ведь права человека, с точки зрения мыслителя, находят свое начало в естественном праве. При этом естественное право неэффективно познавать исключительно через понятия и логические умозаключения, необходимо учитывать и «моральное сознание добродетельного человека, мистическое сознание созерцателя и поэтическое сознание художника». Именно благодаря этому можно определить динамические схемы естественного права, ведь «лишь постольку, поскольку оно познано и выражено в постулатах практического разума, это естественное право имеет силу закона».
Учитывая постоянно развивающийся характер права, Ж. Маритен выработал классификацию прав, признаваемую сегодня основной:
- фундаментальные права (на существование, личную свободу, стремление к нравственному совершенствованию, владение материальными благами);
- политические права (на выбор своих представителей);
- социальные права (на труд, выбор профессии, достойную заработную плату, пособие по безработице и др).
Исходя из всего вышеперечисленного, можно констатировать, что концепция Ж. Маритена о правах человека неразрывно связана с естественным правом, являющимся важнейшим регулятором общественных отношений. Своими идеями Ж. Маритен кардинально изменил фундаментальные установки прошлых лет. Вне систематического исследования естественного права невозможно определить сущность и значение прав человека в современном мире.