Контроль над деятельностью интернет-магазинов
Секция: Юриспруденция
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Контроль над деятельностью интернет-магазинов
Договор купли-продажи представляет собой один из самых широко используемых и известных договоров. Основным предназначением данного договора является обеспечение обслуживания сферы товарного обращения как внутри страны, так и за ее пределами - во внешнеторговом обороте.
Данный договор является основанием возникновения между продавцом и покупателем гражданского правоотношения, согласно которому одна сторона должна совершить в сторону другой стороны определенного действия, по данному договору это передача имущества, а другая сторона при этом имеет право требовать выполнения данной обязанности.
Одним из видов договора купли-продажи является договор розничной купли-продажи. Он занимает первое место в сфере удовлетворения потребностей граждан. Ни один гражданин не может обойтись без продуктов питания, одежды, других необходимых для нормальной жизнедеятельности вещей. Эти вещи граждане приобретают посредством заключения договоров розничной купли-продажи. Сущность купли-продажи в розницу заключается в продаже отдельных экземпляров товара или товаров в небольшом количестве, достаточном для удовлетворения повседневных нужд.
С введением новых компьютерных технологий, а также информатизацией общества во всём мире большую популярность приобретает договор розничной купли-продажи, осуществляемый с помощью интернет-магазинов. Такой способ продажи товаров называется дистанционным [6].
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что такой вид договора в современном обществе, когда у человека вследствие большой занятости не хватает времени для поиска интересующего его товара в магазинах, приобретает все большую популярность. При этом многие аспекты реализации данного договора и его содержание для обывателя остаются неизвестными, вследствие чего покупатель не обращается в уполномоченные органы в случае обнаружения нарушения закона, что ведет к неэффективности законодательства. Также наиболее остро встает вопрос о контроле над деятельностью данных интернет магазинов, а также достаточно ли эффективна сложившаяся система контроля, и какими способами можно его усилить.
В научных статьях, затрагивающих данную тему, говорится больше о пользе интернет торговли в современном мире, а вопрос контроля над данной деятельностью остаётся не раскрытым, поэтому основной целью данной работы является – определение способов усовершенствования сложившейся системы контроля над деятельностью интернет магазинов.
Для достижения поставленной цели важно решить ряд задач, а именно:
1. рассмотреть преимущества использования дистанционного способа продажи товаров;
2. проанализировать правоприменительную практику, касающуюся данного договора;
3. рассмотреть действующие способы контроля за деятельностью интернет-магазинов
Интернет-магазин – сайт, с помощью которого продавец рекламирует товар и принимает заказы на покупку. По сравнению с традиционной покупкой товаров в магазинах, приобретение товаров с использованием интернет-магазинов имеет ряд преимуществ. К ним относятся: возможность ознакомления с информацией о товаре без обращения к консультанту, оформление заказа в удобное для покупателя время, быстрый и удобный способ просмотра всех интересующих его товаров исходя из его категории.
Но вместе со всей пользой интернет-магазинов они несут и определенную общественную опасность.
Так, российским законодательством установлены отдельные категории товаров, дистанционная продажа которых запрещена. К таким товарам относятся: драгоценные металлы и изделия из них, оружие и боеприпасы к нему, алкогольная продукция, табачные изделия, бензин и другие товары [4].
Но не все продавцы хотят получать прибыль законным способом, придерживаясь норм установленных законами. Если обратиться к судебной практике, то можно проследить огромное количество нарушений. Так, прокурор Промышленного района города Владикавказа обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной на сайте запрещенной, ссылаясь на то, что дистанционная продажа алкогольной продукции на территории РФ не допускается, а также на то, что продавец дистанционно не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетнего возраста. На сайте в сети Интернет был размещен интернет магазин, содержащий каталог алкогольной продукции, о данном товаре была представлена полная и достаточная информация, порядок оформления заказа данной продукции. Требования при покупке указать паспортные данные или иные данные, которые могли бы помочь определить возраст покупателя отсутствовали, и фактически любой человек мог купить алкогольную продукцию [5].
Такие заявления суд практически всегда удовлетворяет в полном объеме и направляет решение в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ для устранения данных сайтов. Но проблема все равно не находит своего решения, так как с каждым днём появляются новые и новые сайты подобного рода и проконтролировать их деятельность достаточно сложно. Только за последние 2 недели с подобными заявлениями обратились более 15 прокуроров различных городов России.
Такое большое количество заявлений заставляет задуматься о причинах нарушений. И одной из них является легкий способ создания данных интернет-магазинов. Так, для того, чтобы создать интернет-магазин достаточно зарегистрироваться на сайте, оформить его и выставить свой товар с указанием информации о нем, цены, способа оформить заказ. Все это в целом занимает не более 15 минут. Деятельность интернет-магазина не требует дополнительной регистрации.
В связи с этим необходимо принять меры для обеспечения контроля над деятельностью интернет-магазина не только после обнаружения нарушения, но и до, для того чтобы предотвратить вред, которые данные магазины могут нанести.
Так, было бы целесообразно, чтобы для создания сайта было необходимо произвести дополнительную регистрацию и получить соответствующее разрешение. Для того, чтобы его получить, необходимо было бы предоставить заявление, в котором содержалась бы информация о ФИО индивидуального предпринимателя, названии коммерческой организации, месте ее нахождения, контактном телефоне. Это существенно облегчило бы контроль над их деятельностью, а также привлечение их к ответственности в случае нарушения законодательства. Это необходимо, чтобы избежать ситуаций, когда сведения о продавце будут полностью отсутствовать, а такое происходит довольно часто. Продавец не указывает ни своё место нахождение, ни верные сведения о себе и покупатель в случае нарушения его права, не зная, куда обратиться в таком случае, предпочитает ничего не предпринимать, а это ведет к увеличению количества нарушений продавцами и снижению эффективности российского законодательства.
Также, необходимо усилить ответственность продавца за нарушение законодательства РФ в данной сфере. В настоящее время за нарушение правил продажи, к примеру, алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность. Наказание предусматривает штраф и конфискацию данной алкогольной продукции [3]. Уголовная ответственность наступает после продажи алкогольной продукции несовершеннолетним неоднократно. Такое преступление является преступлением не большой степени тяжести [2] Хотя такое определение степени тяжести довольно сомнительно. Пагубное воздействие алкоголя на несформированную психику несовершеннолетнего доказано учеными и медиками по всему миру. Организм подростка может по разному отреагировать на алкоголь, и это может привести к совершению данным лицом правонарушений и преступлений, несущих еще большую общественную вредность и опасность.
Таким образом, несмотря на растущую популярность дистанционного способа приобретения товаров и договора розничной купли-продажи в целом, проблема контроля над деятельностью магазинов, его осуществляющих, разрешена не в полной мере.
Специально уполномоченным органам, осуществляющим контроль в данной сфере достаточно сложно следить за появлением новых и новых сайтов с интернет-магазинами и следить за законностью их деятельности. Впрочем, в последнее время деятельность Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций очень заметна и интенсивна и многие сайты, содержащие запрещенную законом информацию, устраняются.
Но для того чтобы законодатель действительно достиг своей цели необходимо проводить различные мероприятия, направленные на просвещение граждан, не имеющих юридическое образование в данной области. Например, введение специальных рубрик в СМИ, где юрист, основываясь на практике, давал бы советы гражданам как поступить в той или иной ситуации; разъяснял права и обязанности граждан. Также можно больше уделять внимания рассмотрению данного института гражданского права в школах и вузах. Все это обеспечит высокий уровень правосознания у населения, и в будущем, гражданин, обнаруживший интернет-магазин, осуществляющий деятельность с нарушением законодательства, обратиться в уполномоченный орган, и нарушение будет пресечено, а также он будет знать, что делать в случае, если его право будет нарушено недобросовестным продавцом.
Цель статьи была достигнута, предложены меры по усовершенствованию системы контроля за деятельностью интернет-магазинов. Поставленные задачи также были выполнены.