Проблема нормативного регулирования прав женщин в мусульманской правовой системе прав человека.
Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблема нормативного регулирования прав женщин в мусульманской правовой системе прав человека.
В настоящее время, несмотря на существующие нормы и законы в исламских странах, ведущими продолжают оставаться принципы, закрепленные в Коранe, шариате, что в свою очередь ведет к разночтениям в установлении правового статуса женщин. До сих пор принято считать отличительной чертой многих исламских стран дискриминированное положение женщин [2,324]. Одним из примеров является то, что в правительственном устройстве данных государств весьма редко можно встретить женщин-политиков. Более того, такое подчиненное положение женщин проявляется и в семейной жизни, во многих исламских семьях женщина по-прежнему хранительница очага, домохозяйка, занимающаяся воспитанием детей, а мужчина содержит семью.
Проблемы прав женщин в мусульманских государствах существуют на протяжении нескольких столетий и за это время успело сложиться достаточно мнений о правовом положении женщин в странах востока. Рассмотрим некоторые из них. Например, положение женщин в исламском мире считают стесненным, ущемленным; иная позиция, утверждает, что за женщинами в мусульманском праве закреплено значительно больше прав, чем в западной правовой системе.
Затруднительность в устранении дискриминационных проблем прав женщин предопределяется рядом социальных, юридических и культурных факторов. Необходимо отметить, что международное право носит в этих странах исключительно светский характер, а исламское право, в свою очередь, базируется на божественных нормах, поэтому не подвергается значительным изменениям.
Нельзя не отметить, что правовой статус женщин в мусульманских странах не претерпевал коренных изменений. Правовое влияние европейских государств оставило свой отпечаток и на правовом статусе женщин, а именно в некоторых исламских странах оно способствовало отделению государства от религии, что в последствии привело к относительной демократизации мусульманского общества [1,55].
В настоящее время женщина в исламском мире активна, то есть вопреки существующему мнению, учеба и работа для мусульманок разрешены, они занимаются журналистской деятельностью, врачуют, обучают. Хотя, нельзя не отметить, что все еще многие семьи продолжают жить традиционно, как и их предки. Бесспорно, именно от женщин зависит воспитанность и религиозность будущих поколений. В доказательство точки зрения о том, что женщины в исламском мире имеют больше прав, чем на Западе, приводится целый ряд обоснований. В частности, Шариат заявляет равенство женщин и мужчин, женщине в исламе отводится особая роль – матери, сестры, жены. Притеснения и нарушения указанных прав строго наказуемо. Женщины в семье обладают особыми правами, пользуются почетом. Так, один из мусульманских ученых-юристов отметил, что «женщине в исламе отводится почетное и священное место: одной из обязанностей женщины является воспитание детей, что определяет общественную роль матери и жены как самую священную и главную. Эта роль связана с формированием будущего нации. Данное положение дает женщине право: не посещать дневные молитвы, не соблюдать пост в течение сорока дней после рождения ребенка, во время беременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью и здоровью ребенка. Также женщины могут посещать мечеть, когда пожелают, не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным [4,192].
Женщина может вести культурную, экономическую деятельность, накоплять доходы. А мужчина должен обеспечивать ее средствами, чтобы женщина ни в чем не нуждалась.
Отметим и тот факт, что женщина может самостоятельно принимать решение работать ей или нет, однако существует определенный круг работ, который не позволителен женщинам, так как это виды работ, связанные с физическими нагрузками и с развлекательными заведениями, к примеру, казино.
Шариат «принимает» полигамию, но только первая жена решает разрешить ли мужу вторую жену, а так она может подать и на развод.
Между тем, существует целый ряд фактов, подтверждающих точку зрения о том, что женщину в исламских государствах ущемляют в правах. Например, в Саудовской Аравии женщина не может водить автомобиль. Религия присутствует во всех аспектах жизни, что порой приводит к непредвиденным последствиям. Наглядный пример такого проникновения религии в жизнь можно продемонстрировать на произошедшем в марте 2002 года инциденте в Мекке[5,50]. Тогда сотрудники религиозной полиции не дали ученицам одной из женских школ покинуть здание, которое охватило пламя, поскольку на них не было национальных головных платков и длинных платьев. Лишь только после этого страшного, бесчеловечного случая министерство образования Саудовской Аравии разрешило службам спасения в неотложных случаях иметь прямой доступ на территорию женских школ.
Кроме этого в арабских государствах существует опыт сохранения чести, достоинства женщины, что естественно приводит к ограничению передвижения и является грубым нарушением статьи 13 Всеобщей декларации прав человека [6].
Широко распространяющийся в последние время процесс глобализации требует от исламских государств модернизации, но с обязательным сохранением некоторых тенденций. В особенности, Всеобщая декларация прав человека закрепляет равноправие женщины и мужчины при условии выполнения женщиной своих семейных обязанностей и соблюдения требований исламской этики в отношении защиты ее чести и достоинства. Так, справедливо отметил исламский специалист в области права Керимов Г.М. «если женщина справляется со своими обязанностями по отношению к родителям, мужу, детям, то никто не может лишить ее права на образование, труд и свободу перемещения»[3,174].
Мы пришли к выводу, что проблема прав женщин в исламских странах актуальна, споры и дискуссии ведутся и сегодня. Главной, по нашему мнению, причиной нарушения прав женщин является несовместимость Шариатской концепции прав человека (Исламская Декларация прав человека, 1981 г.) и современной общепринятой концепции прав человека (Всеобщая Декларация прав человека, 1948 г.), которая проявляется в неоднозначной позиции современных исламских государств.
Так, с одной стороны некоторые исламские страны поддерживают современные концепции прав человека, на современном этапе в условиях процесса глобализации происходят изменения, в результате которых права женщин расширяются.
Однако, с другой стороны, мусульманские страны не всегда могут обеспечить эти права в рамках своей национальной юрисдикции из-за влияния шариата на их правовую систему.