К вопросу об ответственности за нарушение законодательства об экологической информации
Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу об ответственности за нарушение законодательства об экологической информации
Мы живем в правовом государстве, гарантирующем каждому гражданину соблюдение его прав, которые в свою очередь закреплены в нормативных правовых актах различных отраслей. Основным законом РФ является Конституция РФ. Так, ч.4 ст.29 Конституции РФ закрепляет право каждого на информацию, т.е. каждый может искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом.
В данной статье подробнее хотелось бы обсудить вопрос о предоставлении экологической информации и ответственности за нарушение законодательства о ней. Для начала следует разобраться, что же такое «экологическая информация», в каких нормативных правовых актах раскрывается эта категория и что она из себя представляет в правовом смысле.
В российском законодательстве отсутствует четкое и конкретное определение понятия «экологическая информация», что, несомненно, является большим недостатком, так как создает трудности в процессе правоприменения.
В научных трудах многие ученые пытались сформулировать понятие «экологической информации». Например, М.М. Бринчук писал, что экологическая информация представляет собой массив разнообразной информации, которая может содержать в себе данные о [3]:
1) состоянии воды, воздуха, земли, почвы, флоры, фауны, недр, природных ландшафтов и комплексов;
2) экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей, а также химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;
3) деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека и мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных мерах;
4) о деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды;
Дать определение данному понятию в своих трудах также пытался О.Л. Дубовик [4].
По нашему мнению, для наиболее точного уяснения данного понятия следует обратиться к нормативным правовым актам, в которых оно закреплено. На наш взгляд, наиболее удачное и полное определение дано в п.3 ст.2 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года. Там говорится: "экологическая информация" означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:
a) состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействии между этими элементами;
b) факторах, таких как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельности или мерах, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте "a" выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды.
Стоит отметить, что данная Конвенция не была ратифицирована РФ, поэтому ее положения носят лишь рекомендательный характер для нашего государства.
Как уже говорилось ранее, понятие «экологической информации» не закреплено в законодательстве РФ. Однако ст.8.5 КоАП предусматривает административную ответственность за сокрытие или искажение экологической информации. В этом как раз и прослеживается коллизия данного вопроса.
Приведем несколько примеров судебной практики по привлечению организаций к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП: Решение Саратовского областного суда № 21-562/2017 от 30 октября 2017 г. по делу № 21-562/2017 [5], где судья областного суда отменяет решение судьи Ленинского районного суда г.Саратова, мотивируя это отсутствием состава административного правонарушения. Проанализировав судебную практику, мы заметили, что районные суды, как правило, не удовлетворяют жалобы об отмене постановления уполномоченного лица, привлекающего организацию к ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ. Однако постановлениями Областного суда г.Саратова решения районных судей отменяются[6].
Право на экологическую информацию является основой обеспечения благоприятной окружающей среды, охраны здоровья населения, а так же определяет уровень развития демократии в государстве. Предоставление экологической информации необходимо для подготовки, принятия и реализации управленческих и хозяйственных решений, воплощение которых связано с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Возможность получения необходимой информации о состоянии окружающей среды от предприятий предусмотрена ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[2], однако на практике такая информация предоставляется редко, да и привлечь такие организации и должностных лиц в соответствии со ст. 8.5 КоАП крайне сложно, так как нет точного перечня лиц и органов, обязанных предоставлять подобную информацию.
Особо острый характер в области экологии носит обеспечение коммерческой и иной, охраняемой законом тайны, с одной стороны, и публичное информационное обслуживание природопользования и охраны окружающей среды, с другой. В данном вопросе решение видится в принятии изменений и дополнений существующих нормативных-правовых актов, где четко бы разграничивалось, какая информация подлежит обязательному предоставлению по просьбе граждан или организаций, а какая составляет коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Подводя итог всему выше изложенному, видится такое решение существующих на данный момент проблем: во-первых, закрепить понятие «экологическая информация» в действующем законодательстве, что поможет своевременно выполнять требования о ее предоставлении; во-вторых, определить порядок предоставления экологической информации; а также определить отнесение определенного вида экологической информации к общедоступной.
Следует сказать, что 02.03.2018 г. Министерством природных ресурсов и экологии РФ внесен в Правительство РФ проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и Закон Российской Федерации "О государственной тайне", где как раз имеют место предложенные нами решения.