Статья:

О ПРОБЛЕМЕ МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конференция: CCLX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Печенко И.А. О ПРОБЛЕМЕ МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(260). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(260).pdf (дата обращения: 11.08.2024)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О ПРОБЛЕМЕ МЕХАНИЗМА КОМПЕНСАЦИИ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЗДОРОВЬЮ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Печенко Иван Андреевич
курсант, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск
Ермолкевич Нина Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Республика Беларусь, г. Минск

 

Нельзя не согласиться, что основным правом каждого человека является право на жизнь. Ввиду этого Конституция Республики Беларусь провозглашает человека высшей ценностью общества и государства и защищает его права и свободы.  Более того, в ст. 24 Конституции Республики Беларусь отмечается, что каждый имеет право на жизнь и государство гарантирует защиту данного права от любых противоправных посягательств [1].

Безусловно, прямой реализацией данного права служит деятельность правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел (далее  -  ОВД), что подтверждается основными задачами, закрепленными в ст. 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (далее – Закон об ОВД) [2]. Исходя из чего, можно определить, что сотрудники ОВД при исполнении своих служебных обязанностей выполняют функции государства. Ввиду специфики правоохранительной деятельности зачастую возникают ситуации, когда сотрудник ОВД подвергает риску свою жизнь и здоровье при выполнении поставленных перед ним задач. Следовательно, законодатель наделяет такую категорию граждан определенными гарантиями, направленными на защиту их здоровья. Что отражается в ст. 47 Конституции Республики Беларусь, где указывается следующее: «Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, а также об инвалидах и пожилых людях» [1].

В дополнение к этому В.В. Митрохин указывает, что в современный период как никогда необходимо материальное стимулирование государственных служащих, публичное распределение социальных льгот [1, с. 696].

Во исполнение положения указанного в ст. 47 Конституции Республики Беларусь законодателем разработаны различные меры правовой и социальной защиты сотрудника ОВД. Одной из таких мер, направленных на защиту здоровья сотрудников ОВД является механизм компенсации причиненного вреда здоровью сотрудника ОВД, закрепленный в ст.40 Закона об ОВД [3].

Основаниями применения данного института исходя из ст. 40 Закона об ОВД являются гибель (смерть) сотрудника ОВД, наступившая вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, установления инвалидности наступившей в результате ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания,  а так же получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности [3].

Однако мы считаем, что данный публично-правовой механизм не всегда способен компенсировать причиненный здоровью вред. Данное же положение мы обосновываем тем фактом, что данное средство имеет определенный ряд существенных проблем, устранение которых, значительно повысит эффективность применения данного средства в отношении сотрудника ОВД. Стоит так же отметить, что устранение таких проблем не требует каких-либо дополнительных финансовых вложений со стороны государства при их реализации, так как согласно ст. 40 Закона об ОВД данная сумма в последствии должна быть взыскана с причинителя вреда, то интересы государства в финансовой сфере затронуты не будут [3].

Продолжая ранее указанное нами положение, стоит указать, что одной из наиболее существенных проблем является определение размера страхового обеспечения. Так, по нашему мнению, определение размера страхового обеспечения является не равнозначным при сходных обстоятельствах. В соответствии со ст. 40 Закона об ОВД размер страхового обеспечения определяется исходя:

1) из суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет сотрудника, если вред наступил в результате преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденной медицинским заключением;

2) размера базовой величины, если вред возник в результате иных случаев осуществления им служебной деятельности.

Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую сотрудникам ОВД удается избежать получения вреда, влекущего установление инвалидности, ввиду чего для примера стоит указать наиболее позитивный исход: получение сотрудником легкого телесного повреждения не повлекшее за собой установления инвалидности. В первом случае сотрудник получит страховое обеспечение в размере полугодовой суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет. А во втором – лишь 5 базовых величин, что по состоянию на 2024 год, составляет 200 белорусских рублей. На наш взгляд, такое различие не является обоснованным и не должно являться существенным. В любом из случаев, сотрудник получает вред при осуществлении служебной деятельности, следовательно, справедливости ради, при определении страхового обеспечения, следует уделять внимание не условиям его получения, так как это не может влиять на характер и размер вреда, а на сам факт его наличия.

В дополнение ранее указанному, стоит отметить и сложность выявления причинно-следственной связи между условиями получения вреда и его квалификации в соответствии с критериями определения размера страхового обеспечения указанными в ч.ч. 3,4,5 ст. 40 Закона об ОВД [3].

Следовательно, необходимо разработать единые условия определения размера страхового обеспечения. Так исходя из анализа положений ст. 40 Закона об ОВД, можно указать, что определение размера страхового обеспечения в случае если вред наступил в результате преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, подтвержденной медицинским заключением является более позитивным для потерпевшего сотрудника ОВД, а следовательно и являться единственными.

Таким образом, учитывая выше нами сказанное, мы считаем, что ч. 3 ст. 40 Закона об ОВД необходимо представить в следующей редакции:

«При установлении сотруднику органов внутренних дел, в том числе в течение одного года после прекращения им службы в органах внутренних дел, инвалидности, наступившей вследствие преступного посягательства на его жизнь или здоровье в связи с осуществлением им служебной деятельности либо вследствие принятия им мер по предотвращению (пресечению) преступления, административного правонарушения, либо ранения (контузии), травмы, увечья, заболевания, в том числе заболевания, не влекущие установление инвалидности, но являющиеся основаниями прекращения службы в органах внутренних дел, либо получения им тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, не повлекшего инвалидности, легкого телесного повреждения, имевших место при осуществлении им служебной деятельности подтвержденной медицинским заключением, выплачивается страховое обеспечение в размере:

5-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду I группы;

4-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду II группы;

3-летней суммы оклада денежного содержания и надбавки за выслугу лет – инвалиду III группы.

2-годичной суммы оклада – сотруднику органов внутренних дел, получившему тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

полугодовой суммы оклада – сотруднику органов внутренних дел, получившему менее тяжкое телесное повреждение, не повлекшее инвалидности;

5 базовых величин – сотруднику органов внутренних дел, получившему легкое телесное повреждение».

 

Список литературы:
1. Конституция Республики Беларусь : Конст. Респ. Беларусь с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. и 27 февр. 2022 г., (ред от 12.10.2021) // НЦПИ «ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь». – URL: https://etalonline.by/document/?regnum=v19402875&q_id=9463. (дата обращения: 11.07.2024).
2. Митрохин В. В. Принципы организации и прохождения службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – С. 691–699.
3. Об органах внутренних дел Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 17.07.2007 г., № 263-З (ред. от 19.05.2022). НЦПИ «ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь». – URL: https://etalonline.by/document/?regnum=h10700263. (дата обращения: 11.07.2024).