СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Конференция: CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Аннотация. В статье рассматривается модели правового регулирования предпринимательской деятельности в разных странах.
Abstract. Models of state regulation of business activity in different countries in this article are considered.
Ключевые слова: модель правового регулирования, предпринимательская деятельность
Keywords: model of state regulation,business activity
В правовых системах зарубежных государств, которые придерживаются принципов прямого государственного регулирования экономической деятельности, особое внимание уделяется дифференциации предприятия как отдельного вида деловых активов. В контексте законодательства развитых стран отмечается отсутствие обязательности регистрации для индивидуальных предпринимателей как предварительного условия для начала осуществления предпринимательской деятельности.
Такой подход мотивирован стремлением минимизировать ограничения экономической свободы, дополнительно к общим обязанностям по уплате налогов и информированию государственных органов о месте проживания.
Особая категория лиц свободных профессий, включая медицинских работников, юристов, аудиторов, архитекторов, в зарубежном праве также освобождена от требований к регистрации.
Для получения права на профессиональную деятельность в пределах территории государства данные специалисты должны успешно пройти квалификационные экзамены в соответствующих профессиональных ассоциациях. Таким образом, не формальная регистрация, а подтверждение знаний и признание со стороны коллег выступают в качестве основных механизмов обеспечения защиты прав потребителей предоставляемых услуг.
В ходе многолетнего развития зарубежная правовая наука сформировала фундаментальные общеправовые принципы, лежащие в основе государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Среди ключевых принципов выделяются соразмерность, которая подразумевает адекватность и обоснованность принимаемых мер в отношении предпринимательской деятельности; недискриминация, гарантирующая равные условия и возможности для всех участников рынка; экономическая и иная разумная обоснованность действий и решений, направленных на стимулирование развития бизнеса; системность правового регулирования, обеспечивающая целостность и взаимосвязь нормативных актов; а также презумпция добросовестности субъектов предпринимательской деятельности, предполагающая их законопослушность и честность ведения бизнеса.
Кроме того, на протяжении последнего столетия были выработаны специальные принципы регулирования предпринимательских отношений, направленные на защиту интересов кредиторов и частных инвесторов [1]. Эти принципы призваны обеспечить безопасность личных сбережений, вложенных в рыночные институты с целью их преобразования в капитал.
В их число входят принципы, запрещающие конфликт интересов, что предотвращает возможность использования служебного положения в личных целях; обеспечение прозрачности бизнеса, гарантирующее доступность информации о деятельности предприятий; поддержание свободной и справедливой конкуренции, исключающей монополизацию и нечестные методы ведения бизнеса; сохранение рыночных условий, способствующих здоровой экономической конкуренции; а также учет в правовом регулировании экономических реалий, что позволяет адаптировать законодательство к изменяющимся условиям рынка.
В рамках экономической политики развитых государств были сформированы многоуровневые системы государственной поддержки предпринимательской деятельности, включающие как органы государственного управления, так и специализированные инфраструктурные институты. Одним из ключевых направлений такой поддержки, особенно акцентированном в странах Европейского Союза, является развитие бизнес-инфраструктуры, предоставляющей предпринимателям доступ к необходимым ресурсам и услугам.
В Великобритании, например, функционирует обширная сеть институтов, предлагающих предпринимателям консультативные услуги либо за символическую плату, либо на безвозмездной основе.
К числу таких институтов относятся агентства, центры труда, направленные на поддержку лиц, оказавшихся без работы, в организации собственного бизнеса, а также инициативные группы, стимулирующие развитие предпринимательских начинаний.
Особое внимание к сектору малого бизнеса обусловлено его ключевой ролью в формировании среднего класса и стимулировании экономического роста на национальном уровне.
Малый бизнес способствует снижению уровня безработицы через механизмы самозанятости, обеспечивая тем самым социальную стабильность и устойчивое развитие экономики.
Опыт Федеративной Республики Германия демонстрирует, что государственная политика направлена на создание равноправных условий для ведения бизнеса, независимо от его масштабов, что способствует повышению конкурентоспособности как средних, так и малых предприятий.
В качестве основных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности выступают программы поддержки, которые охватывают широкий спектр мер, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
С конца 1970-х годов в Германии началось внедрение государственной программы "Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм", предусматривающей комплекс мероприятий по поддержке малых и средних предприятий. Эти меры включают финансирование инновационной и рискованной деятельности, улучшение условий для обмена технологиями и развитие человеческого капитала.
Дополнительным инструментом поддержки стала программа "Стимулирование накопления для основания собственного дела", центральным элементом которой является предоставление кредитов малым предприятиям на выгодных условиях. Банк развития, действующий при федеральном правительстве, предлагает предпринимателям кредиты под низкий процент и на длительный срок, с фиксированной процентной ставкой и четко определенным графиком погашения.
Кроме того, федеральные и региональные органы власти Германии предоставляют льготные инвестиционные кредиты, кредиты для создания собственных предприятий и региональные кредиты, способствуя тем самым развитию предпринимательской активности.
Осуществляется специальная программа, направленная на увеличение собственного капитала предпринимателей.
Важной составляющей государственной поддержки является укрепление связей между малыми и средними предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями, что способствует интеграции научных достижений в практику предпринимательской деятельности и стимулированию инновационного развития экономики.
Федеральное правительство Германии демонстрирует высокую степень приверженности вопросам поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также стимулированию развития инновационных производств.
Во Франции, аналогично, активно финансируется поддержка инноваций, преимущественно через механизм налоговых кредитов, что представляет собой значительный инструмент государственного воздействия на экономическое развитие [2].
Налоговая политика Германии выступает как эффективный инструмент государственного регулирования, направленный на стимулирование инновационной активности в ключевых отраслях экономики.
Подобные меры налогового стимулирования находят широкое применение и во Франции, где был выработан опыт определения оптимального размера государственных инвестиций в поддержку предпринимательства: помощь ограничивается до 7,5% инвестиций для средних предприятий и до 15% для малого бизнеса.
Кроме того, во Франции реализуется политика по стимулированию перехода предпринимателей в менее развитые регионы, предоставляя им целевые кредиты на капиталовложения или на структурную перестройку производственных линий в случае перемещения предприятий в соответствии с данной программой.
Важную роль в поддержке предпринимательства играет развитая инфраструктура, которая в странах Запада тесно связана с укрепленными традициями гражданского общества. В сфере предпринимательства это находит отражение в создании объединений предпринимателей, способствующих смягчению потенциальных конфликтов между бизнесом и государственной властью.
Эффективное саморегулирование предполагает наличие кодекса поведения, механизмов его обеспечения и защиты, а также разработку эффективных систем разрешения споров.
Активное развитие предпринимательской сферы предъявляет повышенные требования к эффективности механизмов разрешения споров, возникающих как внутри самого бизнес-сообщества, так и в отношениях между предпринимателями, государственными органами и конечными потребителями товаров и услуг. В этом контексте значимую роль играют не только судебные инстанции.
В 1997 году во Франции была заложена основа для функционирования независимых административных органов, создание которых нашло законодательное закрепление. Эти органы предназначены для действия в сферах, где права и интересы граждан особенно уязвимы, например, в области противодействия бюрократии, регулирования рыночной экономики в целях защиты прав потребителей, а также в сфере информации и коммуникаций. Их функционал характеризуется двойной ролью: они выступают как представители интересов граждан, так и исполнительной власти.
К числу таких органов относятся Банковская комиссия, Совет по конкуренции, Высший совет агентства Франс-Пресс, Комиссии по биржевым операциям, налоговым нарушениям, безопасности потребителей, доступу к административным документам, контролю страхования и другие.
Изучение зарубежного опыта в области государственного регулирования предпринимательской деятельности представляется крайне важным для выработки новых стратегий развития предпринимательства в Российской Федерации. Особое внимание следует уделить вопросам участия государства в создании благоприятных условий для бизнеса, включая механизмы защиты прав и интересов предпринимателей, а также способы стимулирования инновационной активности и поддержки малого и среднего бизнеса.
Такой подход позволит обеспечить сбалансированное развитие экономики, укрепление правовой базы предпринимательства и формирование эффективной системы государственной поддержки инновационной деятельности [3].
Исходя из анализа иностранного опыта в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, можно выделить ряд стратегических направлений для оптимизации соответствующей системы в Российской Федерации:
1. Вдохновляясь практикой Франции, целесообразно активизировать стимулирование предпринимательства в экономически менее развитых регионах России. Это предполагает введение льготных условий налогообложения и упрощение процедур регистрации и ведения бизнеса для тех хозяйствующих субъектов, которые принимают решение о переносе своей деятельности в такие территории.
2. На основе французского опыта следует рассмотреть возможность создания в России независимых административных органов, которые бы включались в структуру гражданского общества и способствовали бы снижению административных барьеров для предпринимателей, а также эффективной борьбе с коррупцией.
3. Опираясь на практику Германии, необходимо уделить особое внимание предоставлению предпринимателям долгосрочных кредитов под фиксированные процентные ставки, что позволит субъектам предпринимательской деятельности более уверенно планировать свое развитие и инвестиции.
В заключение, государственное регулирование предпринимательской деятельности играет ключевую роль в стимулировании экономического роста и развития.
Создание специализированных институтов, формирование конкурентной среды и определение четких направлений для социально-экономического развития в сфере предпринимательства являются необходимыми условиями для построения эффективной системы государственной поддержки бизнеса. Развитие механизмов саморегулирования и институтов оперативного разрешения конфликтов в рамках предпринимательского сообщества также будет способствовать созданию благоприятных условий для устойчивого развития предпринимательства в Российской Федерации.
ВЫВОДЫ
Изучение понятия и признаков предпринимательской деятельности в правовой науке подчеркивает необходимость комплексного подхода, учитывающего междисциплинарные связи с историей, экономикой, философией и социологией. Важность такого подхода обусловлена стремлением к глубокому пониманию эволюции предпринимательства в России и его роли в современной экономике.
Предпринимательская деятельность, имеющая длительную историю развития на территории России, прошла значительный путь трансформации, особенно в XX веке, когда произошел переход от монархического строя к советской власти, что привело к монополизации государственной собственности и централизации экономики.
Фундаментальные изменения в структуре экономики начались в период перестройки, когда был сделан акцент на возрождении предпринимательства через принятие законодательных актов, направленных на предоставление гражданам права на самостоятельную трудовую деятельность и участие в кооперативах. Эти изменения положили начало формированию новых экономических отношений и предоставили основу для развития предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Законодательное регулирование предпринимательской деятельности в постсоветский период характеризуется некоторой сумбурностью и не всегда успевает адаптироваться к инновациям в сфере бизнеса. Однако обсуждение и разработка типового закона о предпринимательской деятельности в рамках Евразийского и Азиатского экономического союзов могут стать важным шагом к гармонизации законодательства и созданию благоприятных условий для развития предпринимательства на международном уровне.
Таким образом, анализ исторического развития и современного состояния законодательства о предпринимательской деятельности в России позволяет выделить ключевые этапы его эволюции и подчеркивает значимость правового регулирования для стимулирования экономического роста и развития предпринимательства.
Создание специализированных институтов, формирование конкурентной среды и четкое определение направлений для развития социально-экономических процессов в предпринимательской сфере являются необходимыми условиями для построения эффективной системы государственной поддержки бизнеса и обеспечения его устойчивого развития.