Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
Секция: Юриспруденция
XXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
ACTUAL PROBLEMS OF ENSURING ROAD SAFETY
Dmitry Fisun
Student, Dubna State University, Russian Federation, Dubna
Аннотация. В статье рассматриваются наиболее актуальные, по мнению автора, проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, а также пути их решения.
Abstract. The article discusses the most relevant, according to the author, problems of ensuring road safety in the Russian Federation, as well as ways to solve them.
Оснащенность населения автомобилями является важной составной частью прогресса общества. На сегодняшний день, лидирующую позицию по количеству перевозимых пассажиров и грузов, не только в стране, но и во всем мире, занимает именно автомобильный транспорт. Роль автомобильного транспорта велика и имеет огромное значение не только для удовлетворения экономических, но и социальных потребностей населения. В условиях страны с такой обширной территорией, развитие автотранспорта способствует и устранению социально-экономических, культурных различий между различными регионами, городским и сельским населением. Однако, несмотря на все вышеперечисленные достоинства, существенным недостатком является аварийность на автомобильном транспорте и ее последствия.
В данном исследовании будут рассмотрены наиболее проблемные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации и возможные пути их разрешения. Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических задач Российской Федерации.
Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий. Безусловно, безопасность дорожного движения представляет собой комплекс мероприятий, который в целом обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения. Это и качество дорог, их своевременный ремонт, и развитие дорожной инфраструктуры, проблемы разметки проезжей части, освещенность дорог, качество обучения в автошколах, отсутствие парковок, общий уровень культуры участников дорожного движения.
Состояние безопасности дорожного движения в последние десять лет имеет стойкую тенденцию к ухудшению, что вызвано несколькими факторами: ростом числа транспортных средств, неразвитостью дорожной инфраструктуры, ее отставанием по сравнению с числом транспортных средств.
По результатам исследований Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 1,35 млн. человек [1]. Уровень смертности на дорогах Российской Федерации тоже достаточно высок. Согласно данным предоставленным МВД РФ за 2019 год на дорогах России погибло 16981 человек. Ежедневно на дорогах страны происходит 460 ДТП с пострадавшими, при этом каждое 10 ДТП с погибшими.
Для снижения уровня смертности и травматизма в результате ДТП на территории Российской Федерации разрабатываются и внедряются специальные программно - целевые методы повышения безопасности на дорогах. Использование программно - целевых методов управления позволяет значительно улучшить ситуацию с дорожно - транспортной аварийностью. В ходе реализации целевых программ основной акцент делается на таких важных направлениях, как предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, профилактика детского дорожно - транспортного травматизма, развитие системы оказания помощи пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях, совершенствование условий движения транспортных средств и повышение безопасности пешеходов.
Сегодня на территории России действует федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»[2]. Её основные задачи заключаются в сохранении жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения требований к подготовке водителей на получение права на управление транспортными средствами и др.).
В рамках целевой программы запланирована реализация следующих проектов:
1. Изменение нормативно - правовой базы.
Например, отмена ответственности за превышение установленной скорости движения транспортных средств на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч. То есть, водитель, управляя ТС осознанно нарушает установленный скоростной режим, двигаясь с разрешенной скоростью не 60 км/ч, а 80 км/ч. Опасность подобного превышения негативно сказывается на безопасности участников дорожного движения в населённых пунктах. Во многих населенных пунктах Правила дорожного движения допускают движение транспортного средства со скоростью не более 60 км/ч. Превышение указанного скоростного лимита на 20 км/ч приводит в большинстве случаев к гибели пешеходов и велосипедистов, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия.
Международная практика показывает, что оптимальная скорость для передвижения в населенных пунктах является 50 км/ч. В первую очередь это связано с тем, что реакция водителя при движении с данной скоростью гораздо выше, что позволяет принять оптимальное решение при управлении автомобилем.
Поэтому целесообразно рассмотреть на законодательном уровне вопрос об отмене допустимого превышения скоростного режима и вопрос об изменении допустимой скорости управления транспортного средства в пределах населенного пункта, это позволит снизить показатели смертности и травматизма на дорогах страны.
2. Изменение уровня качества подготовки кандидата в водители.
Проблема связана с подготовкой кандидата в водители и утверждением порядка его допуска к самостоятельному управлению транспортным средством после сдачи экзамена в подразделении ГИБДД.
В период с 2013 г. по 2017 г. предпринимались меры по изменению действующей законодательной базы, регламентирующей порядок подготовки водителей на территории нашего Государства, получения ими водительского удостоверения[3], переподготовки водителей транспортных средств[4]. Результатом этих изменений стало увеличение количества часов, отведенных на подготовку кандидата в водители, ужесточение контроля сдачи экзамена в подразделении ГИБДД. Но этих мер, как показала практика, недостаточно.
Например, в Финляндии разработана многоступенчатая ужесточенная система обучения кандидатов в водители, состоящая из 3-х этапов. Обучение происходит в разные сезоны года, в том числе в экстремальных условиях. Обучение может занять от полугода до двух лет. Это несомненно сказывается на профессиональной подготовке водителя и снижает его шансы стать участником ДТП.
3. Опасное вождение.
Как отмечает Министерство транспорта Российской Федерации, одной из проблем возникновения ДТП является агрессивное вождение. Поведение водителя за рулем, которое вызвано его раздражительностью и нетерпимостью или попыткой сэкономить время за счет других участников движения. Это явление особенно актуально в нынешней ситуации и связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств на дорогах.
Сложность привлечения таких участников дорожного движения к ответственности связана с отсутствием эффективного механизма контроля и законодательной неопределенности самого термина, описывающего агрессивное вождение.
В 2016 году в Постановлении правительства №1090 «Правила дорожного движения» введено понятие опасное вождение, которое предполагает неоднократное повторение грубых правонарушений, создающих угрозу безопасности другим участникам дорожного движения, а именно:
- невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспорту, преобладающему преимущественным правом движения;
- несоблюдение водителем бокового интервала или дистанции;
- необоснованное резкое торможение;
- препятствование обгону.
Все вышеперечисленные действия будут характеризоваться как опасное вождение. Подобное определение опасного вождения, как и любое оценочное понятие, вызывает разногласия у различных экспертов в отношении количества характеризующих его признаков и их содержания.
В случае закрепления данного понятия в ПДД возникает затрудненность его применения при привлечении виновных лиц к административной ответственности, поскольку в настоящее время не предусмотрено наличие отдельного состава правонарушения, содержащего данный термин, равно как не учитывается опасное вождение и в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность.
В настоящее время правительством Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении изменений в КРФоАП, который будет включать административное наказание виде штрафа в размере 10 тыс. руб. либо лишение водительского удостоверение сроком до 1 года [5] за систематическое нарушение правил при эксплуатации и управлении транспортным средством.
4. Выявление признаков нарушения ПДД при помощи скрытого патрулирования экипажем ДПС.
Для выявления признаков нарушения ПДД экипажи ДПС могут осуществлять свою деятельность как на патрульном автомобиле, имеющем специальные цветографические схемы, так и пешими нарядами или на посту ДПС. Перечисленные виды несения службы являются открытыми. Подобная схема выявления и пресечения административных правонарушений является достаточно эффективной, но в тоже время требует применения специальных средств, осуществляющих видеофиксацию действий нарушителя, поскольку для принятия уполномоченным должностным лицом, либо судьёй, обоснованного решения по делу об административном правонарушении устного свидетельства инспектора ДПС недостаточно.
В настоящее время, руководством МВД решается вопрос о применении сотрудниками ДПС ГИБДД автомобилей без распознавательных эмблем [6], оборудованных средствами фото и видео фиксации, инспектором ДПС, осуществляющим свои должностные полномочия в гражданской форме одежды, осуществляя тем самым скрытое патрулирование.
Таким образом, МВД планирует оказать серьезное влияние на формирование законопослушного поведения у участников дорожного движения.
Краткий анализ актуальных, на наш взгляд, проблем обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации показывает, что несмотря на серьезные меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации, по снижению количества ДТП и погибших в них людей, есть ряд факторов, который требует законодательного регулирования - это касается установления новых скоростных лимитов в населенных пунктах, введения понятия опасного вождения и установления ответственности за него.
Действия по обеспечению безопасности дорожного движения, в первую очередь, должны соответствовать наиболее серьёзным видам нарушений правил дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровья участников движения. При этом необходимо учитывать тот факт, что внедрение новых форм работы правоохранительных органов, введение дополнительной ответственности не могут дать одномоментного улучшения ситуации со смертностью и травматизмом на дорогах России. Оценка станет возможна только лишь по прошествии определённого времени, позволяющего с помощью реальных показателей оценить эффективность предпринятых мер.