Статья:

Реформы структуры Сената как органа власти при абсолютизме в Российской империи XVIIIв

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дойников М.С. Реформы структуры Сената как органа власти при абсолютизме в Российской империи XVIIIв // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 25.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Реформы структуры Сената как органа власти при абсолютизме в Российской империи XVIIIв

Дойников Максим Сергеевич
студент, Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

REFORMS OF THE STRUCTURE OF THE SENATE AS AN AUTHORITY UNDER ABSOLUTISM IN THE RUSSIAN EMPIRE XVIII S.

 

Maxim Doinykov

Student, State pedagogical University of Kozma Minin, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Автор исследует процесс формирования и дальнейшего развития Сената, как элемент зарождения парламентаризма в России. В статье рассматривается структура Сената и порядок его работы как органа власти. В ходе исследования автор привлекает различные источники российского права. 

Abstract. The author explores the process of formation and further development of the Senate, as an element of the emergence of parliamentarism in Russia. The article discusses the structure of the Senate and the procedure for its work as an authority. In the course of the study, the author draws on various sources of Russian law.

 

В начале 18 в. Российское государство существовало одновременно и в рамках средневековья, и современной цивилизации. Средневековая Российская государственность формировалась порядка шести веков и преодолела только две стадии (поъема и акматическую), характерные для средневекового государства. Остальные три стадии развития (надлом, инерция, регенерация) с XVII стали проходить беспорядочно вследствие нового этапа развития. Так, ускоряющиеся темпы развития общества оказали сильное влияние на монархию – одну из основ средневековой формации. По итогу, на смену сословно-представительной монархии пришла абсолютная. Отличительными особенностями российской государственности является эволюция монархии в реалиях новой цивилизации. Хотя данному этапу свойственно становление республиканского строя, сформированного через конституционную монархию.

На тот момент, из-за обострившихся противоречий, Россия представляла собой дуалистическое государство с двумя правительственными системами: современной и средневековой.

Становление абсолютизма в большинстве случаев связывают с реформами в органах центрального управления. Понятие абсолютной власти монарха в России получила отражение в «Воинском уставе» 1716: «Его величество, есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет, свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управляет».

Реформы в функционировании государственных учреждений носили радикальный характер. Первым шагом Петра I был запрет на созыв Земского собора и Боярской думы. Второй шаг подразумевал под собой формирование нового органа власти – Сената. Сенат обладал более широкими полномочиями, чем Консилия министров и Ближняя канцелярия.

С момента создания в 1711 г. и до упразднения в 1917 г. Сенат функционировал как высший исполнительный орган, который был подчинен императору во всех вопросах управления государством. Также в 1864 г. сенат был наделен функцией высшей кассационной структуры.

Первоначально состав Сената определялся Царем и должностные лица именовались сенаторами, а в 1718 г. было принято решение переименовать сенаторов в президентов коллегий. Но Указом 1722 г. данное представительство Петр I объявил «нежелательным», так как затрудняло президентам выполнять их функции и усложняло контроль за коллегиями. По данному указу, в Сенат теперь вводились чиновники не являющиеся руководителями конкретных ведомств и четверо президентов коллегий: Берг-коллегии, Военной, Адмиралтейской и Иностранной.

Таким образом, к тридцатым годам XVIII в. был создан орган центрального управления, сконцентрировавший в себе высшие судебные, законосовещательные и административные функции, способный при необходимости заменить собой императора. Следовательно, Сенат имел кардинальные отличия от Боярской думы. Изначальное создание его, как бюрократического органа с назначаемыми чиновниками и подведомственными учреждениями делали Сенат рычагом власти в руках самодержца.

В последующем функционировании Сената стоит отметить уменьшение сфер его полномочий. Выразилось это в учреждении должности генерал-прокурора, подчинившего себе сенатскую канцелярию и генерал-фискалов. Также генерал-прокурор был наделен правами посещать заседания, созывать сенаторов, следить за их посещаемостью.

Со времен правления Петра Алексеевича Сенат медленно, но верно превращался из органа управления государством в орган по надзору за управлением.

Весь XVIII в. Полномочия Сената как органа центрального управления то расширялись, то наоборот сокращались. Основная причина была в том, что при абсолютной монархии ведущее значение имели «закулисные» органы власти в ущерб официальным. Ярким примером такой разбалансировки сил является Верховный Тайный Совет, созданный в 1726г, направленный на ведение внутригосударственных и внешних дел. В Тайный Совет входили А.Д. Меншиков, А.Д. Остерман, П.А. Толстой, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин и другие деятели.

Верховный Тайный Совет распространял свое влияние на управление финансами, назначение высших чиновников, деятельность Ревизион-коллегии и дела, которые Совет считал нужным изъять из ведения Сената. Также Совету были подчинены три коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранная), Главная полицмейстерская канцелярия и Преображенский приказ.

Взаимоотношения между Тайным Советом и Сенатом складывались следующим образом: Сенат имел право посылать Совету лишь «доношения», а принимал уже полноценные приказы. Кроме того, Совет мог рекомендовать в Сенат кандидатов и вести разбирательства по делам уже действующих сенаторов. Соответственно широкие возможности Совета делали его первостепенным органом власти, позволяя ему заменять даже императоров. К примеру, Указ от 4 августа 1726 г. фиксировал, что все законы вступают в силу только после их подписания или Верховным Тайным Советом или самим правителем.

В это время политическая роль Сената значительно снизилась. Он являлся органом, абсолютно подвластным Тайному Совету и беспрекословно исполнявшим его волю.

Последующее восстановление полномочий Сената как высшего исполнительного органа произошло в 1741 г. Такое восстановление в правах было вынужденным, но временным решением. Так, уже в 1756 г. при дворе Императора была создана Конференция – орган «для произведения с лучшим успехом и порядком преподанных в оной весьма важных дел и для исполнения монаршей воли и повелений»

В начале Конференция ведала только вопросами войны и делами в международной политике. Постепенно Конференция сосредоточила в своих руках и сферу внутренних дел. Также она имела право посылать Сенату свои указы в форме «экстрактов» и «протоколов». Но все же Сенат оставлял за собой большой спектр возможностей и действий: управление губерниями, кредитами, торговлей, финансами и многими другими аспектами. За Сенатом также была сохранена функция Высшего суда.

Следующее реформирование Сената произошло при Екатерине II, которая утверждала, что Сенат, учрежден для исполнения законов ему предписанных. И 15 декабря 1763 г. Сенат был поделен на шесть департаментов, два из которых базировались в Москве и остальные четыре – в Петербурге. Решение основных вопросов, связанных с политикой государства, было возложено на первый департамент, возглавляемый генералом-прокурором.

Серьезные перемены в центральном государственном аппарате произошли в 1775 г. В этот период значение Сената вновь возросло, он превратился в высший законосовещательный и исполнительный орган. Целое десятилетие с 1775 г. все проекты реформ обязательно заслушивались в Сенате. Примером активной деятельности Сената является принятие в ноябре 1775 г. 28 глав учреждения о губерниях, которое зафиксировало дальнейшее развитие центрального и местного управления в России.

Подводя итог, стоит сказать, что после смерти Петра I Алексеевича, российская общественная мысль долгое время обращалась к проблемам организации власти, пытаясь заново создать представительные органы власти. Но реальный толчок к переходу к конституционной монархии от абсолютной дала только Революция 1905 г. Но Сенат, переживая самые разные реформы, падения и взлеты своего влияния, являлся важным органом Российского государства. Созданный императором для укрепления самодержавной власти, Сенат все равно перенимал на себя часть полномочий, а значит влияния правителя. То есть, можно сказать, что данный орган стал прототипом будущих представительных органов в нашем государстве.  

 

Список литературы:
1. Михайлова Н.В. Традиции и инновации в постижении истории государства и права. М. 2009.
2. Хрестоматия по истории государства и права России. М. 1999.
3. Там же. С.214.
4. Там же. С.217-218.
5. Епчев В.А. Парламентаризи и народное представительство в России: история и современность. М. 2001.
6. Хрестоматия по истории ... С.222-224.