Статья:

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Зотова А.А. ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(57).pdf (дата обращения: 28.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ В ГРАЖДАНСКО - ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Зотова Анастасия Александровна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Крылова Екатерина Владимировна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности компенсации морального вреда, причиненного в результате дорожно – транспортного происшествия. Автором проведен анализ действующего законодательства в сфере компенсации морального вреда. А также рассмотрены примеры судебной практики в сфере компенсации морального вреда при дорожной аварии.

Abstract. The article deals with the features of compensation for moral damage caused as a result of a traffic accident. The author analyzes the current legislation in the field of compensation for moral damage. Examples of judicial practice in the field of compensation for moral damage in a road accident are also considered.

 

Ключевые слова: моральный вред, дорожно –транспортное происшествие, средство повышенной опасности, имущественный вред, компенсация.

Keywords: moral damage, traffic accident, means of increased danger, property damage, compensation.

 

Ежедневно в каждом городе всего мирового сообщества происходит множество аварий с участием владельцев средств повышенной опасности - автомобилистов. Согласно статистическим данным Научного центра безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, только  за первое полугодие 2022 года на территории России зарегистрировано 53 537 дорожно – транспортных происшествий, в результате которых была зарегистрирована гибель 5 651 человека и 67 708 ранений граждан различной степени и тяжести [9]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в результате аварии на дороге причиняется не только имущественный ущерб средству движения, но и наносится значительный вред нравственному и физическому здоровью лиц, которым в результате происхождения дорожно – транспотного происшествия был причинен этот вред (водитель, пассажиры, их близкие родственники, и т.д.).

Для того чтобы определить значение морального вреда в цивилистике, необходимо рассмотреть особенности расчёта размера компенсации морального вреда, а также проанализировать правоприменительную практику компенсации морального вреда в дорожно – транспортных происшествиях.

В теории цивилистики и нормах законодательства содержатся различные определения понятия «моральный вред». Так согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ моральный вред представляет собой физические или нравственные страдания, причиняемые действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага [1].

Согласно п. 2 ППВС РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»- Моральный вред может выражаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья [2].

В то же время моральный вред рассматривается в теории цивилистики как вред, посягающий на систему представлений человека о справедливости, совести, смысле жизни [7, C.18]. То есть моральный вред в своем воплощении в гражданско – правовой среде представляет нравственные и физические страдания, учитываемые в суде при назначении компенсации.

Важно отметить, что в институт защиты нарушенных прав человека и гражданина компенсация морального вреда вошла очень давно, но до сих пор нет четко определенных сумм, стандартов, тарифов, позволяющих рассчитать размер компенсации морального вреда. Поскольку в каждом конкретном споре имеет значение множество субъективных и объективных факторов, принимаемых во внимание при транспортном происшествии (состояние дорожного покрытия, самочувствие водителя, погодные катаклизмы и иное). Важно учитывать, что присвоение потерпевшему компенсации морального вреда – это право суда, которое он реализует, опираясь на фактические обстоятельства дела и индивидуальные особенности потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 1101 ГК РФ  - Определение судом размера компенсации морального вреда зависит от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины лица, причинившего вред.

Исходя из положений ст. 1064 ГК РФ - вред причиненный лицом, управляющим средством повышенной опасности возмещается на общих основаниях. Также в соответствии со ст. 1079 ГК РФ  - на лицах, напрямую взаимодействующих со средствами повышенной опасности (транспортные средства, автоматические механизмы, взрывчатые вещества, яды и т.д.), лежит ответственность по возмещению вреда, причиненного источником повышенным опасностью. Есть два исключения, позволяющие освободить лицо, причинившее вред от выплат ущерба: обстоятельства непреодолимой силы (цунами,  землетрясение, пожар и др.) или умысел потерпевшего на создание аварийной ситуации. При этом необходимо учитывать, что доказать наличие имущественного ущерба намного проще, ведь он будет определяться автотехнической экспертизой и будет рассчитываться в зависимости от условий договора страхования имущественной ответственности.

Основная проблема правового регулирования в сфере компенсации морального вреда заключается в отсутствии нормативного базы, позволяющей выработать критерии и стандарты, определяющие глубину нравственных страданий, причиненных автомобильной аварией.

Позиция Верховного Суда РФ на счет компенсации морального вреда при автомобильной аварии отражена в ППВС от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» - п.21 Компенсация морального вреда, причиненного в результате взаимодействия источников повышенной опасности (автомобилей), осуществляется на общих основаниях, предусмотренных ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ[3].  Владелец источника повышенной опасности, виновный в этом взаимодействии, а также члены его семьи, в том числе в случае его смерти, не вправе требовать компенсации морального вреда от других владельцев автомобилей, участвовавших в аварии (ст. 1064, 1079 и 1100 ГК РФ).

Денежные суммы, выплачиваемые в качестве компетенции морального вреда различны, поскольку разнообразна практика разрешения дорожно – транспортных споров. Выплаты компенсации зачастую зависят от документальных подтверждений, таких как: Заключение судмедэксперта, врача (терапевта, травматолога, психиатра и т.д.); чеки и квитанции, подтверждающие расходы на приобретение лекарств копии медицинских документов о присвоении гражданину группы инвалидности; свидетельство о рождении или браке (в случае  гибели потерпевшего) [6, C.24].

Следует отметить, что при разрешении спора о компенсации морального вреда судом учитывается тяжесть имущественного положения ответчика: наличие на иждивении малолетних детей, алиментные обязательства, временная нетрудоспособность и т.д. (п. 29 ППВС от 15.11.2022 № 33).

Помимо теоретических аспектов, компенсация морального вреда, причиненного в дорожно – транспортном происшествии имеет обширную практическую сферу применения. Так, например страховая компания отказала гражданке В. в выплате компенсации имущественного и морального вреда, так как страховой случай распространялся только на виновника дтп, не затрагивая второго участника движения – водителя автомобиля гражданку В., страховая выплата была проведена только за виновное лицо, не затрагивая расходы гражданки В. на ремонт ее автомобиля, лечение (ей был причинен средний вред здоровью). В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 9-КГ18-9 Верховный Суд РФ определил, что страхование владельцев автомобилей в одной страховой компании не имеет значения при определении размера страхового возмещения, так как при аварии имеет место не один страховой случай, а сразу два – для каждого лица, заключившего договор ОСАГО [4]. Таким образом, Верховный суд констатировал, что пассажиры имеют право на «двойные компенсации», затрагивающие имущественный и моральный вред.

Гражданка А., находясь в машине супруга в качестве пассажира, попала в аварию, в результате столкновения автомобилей ее супруг скончался. Гражданка А. обратилась в страховые компании, в которых были заключены договоры страхования имущественной ответственности ее супруга и виновника дорожно – транспортного происшествия и потребовала возмещения имущественного и морального вреда, а также возмещения расходов на погребение [5]. Также гражданка А. указала, что сумму, превышающую страховое возмещение она требует взыскать персонально с виновника дорожно- транспортного происшествия. Страховая компания отказала гражданке А. в возмещении морального вреда и взыскании суммы, превышающей страховое возмещение с виновника дорожной аварии.  Впоследствии в суде гражданке А. возместили имущественный вред и выплатили расходы на погребение супруга, моральный вред и  сумму, превышающую страховое возмещение выплатили частично, сославшись на  п. 25 ППВС РФ от 26 января 2010 г. N 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» - в случае причинения вреда владельцами средств повышенной опасности, во время столкновения автомобилей, третьим лицам (пассажирам, пешеходам, другим автомобилистам и т.д.) они несут солидарную ответственность перед пострадавшим, независимо от размера вреда. Таким образом, суд сослался на положение, изложенное в позиции Верховного суда РФ, имея в виду, что вред, причиненный гражданке А. должен возмещаться как ее супругом, так и виновником аварии в солидарном порядке.

Также в представленном примере необходимо сослаться на пункт 32 ППВС от 15.11.2022 № 33 - страховые выплаты не отнесены к страховому риску по обязательному страхованию и не подлежат учету при определении размера компенсации морального вреда, взимаемого в пользу потерпевшего с владельца автомобиля (виновника аварии).

В заключение необходимо отметить, что компенсация морального вреда – это эффективное средство защиты прав потерпевшего в дорожно – транспортном происшествии, позволяющее восстановить нарушенные права гражданина и возместить причиненные ему нравственные страдания. И даже не смотря на отсутствие в нормах законодательства урегулирования этого вопроса, компенсация морального вреда зависит от имущественного ущерба, вреда здоровью, причиненному гражданину и его близким родственникам, и позволяет помимо издержек на ремонт автомобиля требовать денежного возмещения нравственных и физических страданий в различной сумме. Так при причинении легкого вреда здоровью средняя сумма, выплачиваемая в качестве компенсации морального вреда, составляет 15 000 рублей, а при причинении среднего вреда  здоровью – 25 000 рублей, а при причинении тяжкого вреда варьируется от  50 000 рублей [8].

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2021. № 29. ст. 5751.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда. // СПС – «Консультант плюс» (дата обращения: 26.11.2022).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»// СПС – «Консультант плюс» (дата обращения: 26.11.2022).
4. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.07.2018 N 9-КГ18-9.// СПС – «Консультант плюс» (дата обращения: 27.11.2022).
5. Судебная практика по возмещению морального вреда причиненного в результате дтп //СПС– «Консультант плюс» (дата обращения: 27.11.2022).
6. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. Анализ законодательства и судебной практики. М.: Издательство «БЕК». 2013. С. 24-27.
7. Чуманов А. В. Оценка морального вреда, полученного в результате дорожнотранспортного происшествия // Бюллетень МЮ РФ. 2008. С. 18-22.
8. Возмещение морального вреда при ДТП [Электронный ресурс] // URL: https://pravoved.ru/journal/vozmeshchenie-moralnogo-vreda-pri-dtp/ (дата обращения: 27.11.2022).
9. Сотрудниками Научного центра БДД МВД России подготовлен обзор дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 6 месяцев 2022 года [Электронный ресурс] // URL: https://xn--90aga7a7b.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/31617373  (дата обращения: 26.11.2022).