Статья:

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ КОДЕКСАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Солодкая В.А., Кавалёва А.С. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ КОДЕКСАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(52).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НАЛОГОВЫХ КОДЕКСАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Солодкая Валерия Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Кавалёва Анна Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Принципы налогообложения крайне важны в современном мире, так как они отражают особенности государственной налоговой политики и, прежде всего, служат основой для формирования комплексной нормативно-правовой базы налогообложения. Изучением принципов налогообложения занимаются специалисты различных сфер общественной жизни. Сопоставление принципов налогообложения Республики Беларусь и Российской Федерации представляется актуальным в контексте выявления особенностей налогообложения в этих странах.

Для начала следует отметить, что в современной финансовой науке (в том числе и в налоговом праве) были выделены категории, существование которых не отрицается, но в то же время в научном сообществе не выработано однозначного их понимания и, следовательно, единой классификации. Такими категориями являются следующие понятия, как «принципы налогообложения», «основы налогового права», «начала налогового законодательства».

Существует множество различных подходов к пониманию принципов и их корреляции, которые отличаются, однако между ними имеется тесная взаимосвязь.

Она объясняется тем, что в их основе лежат универсальные, императивные и устойчивые руководящие идеи, фиксирующие вектор функционирования правовой «налоговой системы».  Важным аспектом основ налогового законодательства и начал налогообложения является их обязательная формальная нормативная определенность.

В наши дни многие исследователи говорят о необходимости дифференциации вышеуказанных категорий, называя их пограничными, но не идентичными, устанавливая их специфику. По мнению И. А. Майбурова и А. М. Соколовской: «В настоящие время без отражения принципов налогообложения не встречается ни один сколько-нибудь серьёзный труд по налогам. Другой вопрос, что интерпретация их совокупности различна у разных авторов» [1, с. 197]. Этими авторами представлены три пути поиска нового направления принципов налогообложения, а именно: экономические, юридические и организационные [1, с. 197–205].  С точки зрения Д. А. Смирнова по поводу сопоставления принципов налогового права и налогового законодательства, принципы налогового права показывают нам внутреннюю суть явления, а принципы налогового законодательства – внешнюю [2, c. 97].

Непосредственно переходя к сравнению принципов налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, проанализируем соответствующие правовые нормы налоговых кодексов обеих стран.

Одним из первых отличий нормативного закрепления принципов является то, что в ст. 2 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК Беларуси) закрепляются основные принципы налогообложения, а в ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК России) основные начала законодательства о налогах и сборах. Спектр принципов, которые установлены в НК России, уж (их 7), чем в НК Беларуси (где принципов 8).

Далее, рассмотрим положения законодательства, чтобы установить наличие подобных закрепленных принципов налогообложения. В НК России включен перечень специальных принципов налогового законодательства, а именно: всеобщности, равенства и справедливости налогообложения, однократности налогообложения, презумпции правомерности налогоплательщика, отрицания обратной силы закона, экономической сбалансированности, недискриминационного налогообложения, законности. В Республике Беларусь налогообложение основывается на принципах: законности налогообложения, обязательности налогообложения, равенства налогообложения, презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин), справедливости налогообложения, стабильности налогового законодательства, гласности налогового законодательства и экономической обоснованности налогообложения.

Принцип «всеобщего» или «обязательного» налогообложения, согласно которому лицо обязано уплачивать причитающиеся ему налоги и сборы, в обеих странах имеет одинаковое значение, несмотря на различия в наименовании. Это касается и принципа «экономически обоснованного налогообложения», который присутствует как в российском, так и в белорусском законодательстве.

Принцип равенства предусматривает предотвращение и недопущение любых проявлений налоговой дискриминации. Перечень возможных оснований для дискриминации в Республике Беларусь и в Российской Федерации открыт. НК Беларуси четко указывает на необходимость обеспечения одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала. В то же время НК России определяет, что каждое лицо должно уплачивать установленные налоги и сборы, каждый налогоплательщик вне зависимости от объема выполняемой налоговой обязанности обладает равными правами и обязанностями; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Принцип стабильности налогового законодательства закреплен только в Республике Беларусь. Речь идет об отсутствии изменений в установленных положениях и нормах на текущий финансовый год.

В НК Беларуси установлен принцип справедливости налогообложения, который предусматривает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться одними и теми же налогом, сбором у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Аналогичный принцип - принцип однократности налогообложения существует и в НК России. Констатируется, что каждое лицо должно уплачивать налоги и сборы, каждый налогоплательщик независимо от размера выполняемой налоговой обязанности обладает равными правами и обязанностями.

Принцип презумпции правомерности налогоплательщика и презумпции добросовестности плательщика налогов, сборов несущественно отличается в Российской Федерации и Республике Беларусь. НК Беларуси устанавливает, что плательщик налогов, сборов (пошлин) признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений. Российская Федерация в своем законодательстве закрепляет принцип, где противоречия о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В заключение отметим, что принципы налогового законодательства определяют основы функционирования налоговой системы страны. Они - руководящие, нормативно-закрепленные ключевые положения, которым присуща универсальность, императивность и стабильность.

Специфика нормативного закрепления принципов в налоговых кодексах Российской Федерации и Республики Беларусь указывает на то, что некоторые принципы имеют подобное значение в обеих странах. Вместе с тем ряд принципов имеет значительные различия в силу особенностей налоговых законодательств вышеуказанных государств.

 

Список литературы:
1. Майбуров И.А., Соколовская А.М. Теория налогообложения. Продвинутый курс. Учебник для магистрантов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / ЮНИТИ-ДАНА. Москва, 2017. 591 с.
2. Смирнов Д.А. К вопросу о соотношении принципов налогового права и налогового законодательства //Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009.№ 9. С. 90–99.