ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Конференция: CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Согласно ч. 1 ст. 69 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов [1].
Правительством Российской Федерации утвержден единый перечень коренных малочисленных народов России, в который включено только два коренных малочисленных народа Северного Кавказа – абазины (Карачаево-Черкесская Республика) и шапсуги (Краснодарский край) [2].
При этом с учетом уникального этнического состава Республики Дагестан по числу проживающих там народов, количественные и иные особенности коренных малочисленных народов Дагестана, а также их перечень устанавливаются высшим должностным лицом Республики [3].
В соответствии с положениями Постановления Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» к таким народам относятся аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы [4]. Указанный перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан признан частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации [5].
На региональном уровне гарантии прав коренных малочисленных народов предусмотрены только в одном субъекте Северного Кавказа России – в Карачаево-Черкесской Республике установлены гарантии абазин – одного из двух коренных малочисленных народов Северного Кавказа, включенных в Единый перечень [6]. В свою очередь, в Краснодарском крае, на территории которого традиционно проживает второй коренной малочисленный народ, включенный в Единый перечень – шапсуги, до настоящего времени так и не принят региональный правовой акт, регулирующий их правовой статус.
Согласно сведениям, изложенным в научной статье Ш.Ю. Пашаевой,
в середине ХХ в. нарушенными оказались конституционные права 16 коренных малочисленных народов Республики Дагестан: «эти народы подверглись этноциду и дискриминации со стороны руководства Дагестанской АССР, которое провело принудительным образом незаконный проект укрупнения двух избранных национальностей (аварцев и даргинцев) за счёт ущемления этнических прав андо-дидойских (андийцев, ахвахцев, багулалов (багвалинцев), ботлихцев, годоберинцев, каратинцев, тиндалы (тиндинцев) и чамалалов (чамалинцев), дидойцев (цезов), бежтинцев, гунзибцев, гинухцев, хваршинцев), а также арчинского, кубачинского и кайтагского народов республики» [7, с. 55].
До настоящего времени перечисленные народы Республики Дагестан по законодательству Российской Федерации не являются коренными малочисленными народами, поскольку не включены в соответствующий перечень, утверждаемый высшим должностным лицом Республики.
Между тем, в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан включены, например, аварцы, даргинцы, русские и азербайджанцы, число которых на территории Республики согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года, опубликованным на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, составляет: аварцы - 956 831 чел.; даргинцы –521 381 чел.; азербайджанцы –116 907 чел.; русские – 102 243 чел. [8].
В этой связи возникает еще две проблемы, связанные с формированием правосубъектности коренных малочисленных народов Северного Кавказа. Во-первых, в связи с тем, что в Едином перечне представлено лишь два коренных малочисленных народа Северного Кавказа, а нормативный правовой акт, предусматривающий перечень коренных малочисленных народов субъекта Российской Федерации, существует только в Республике Дагестан, не представляется возможным определение перечня коренных малочисленных народов, проживающих на территориях иных субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе.
Между тем, не остается сомнений, что такие народы в действительности существуют, однако не получают должной государственной защиты и охраны своих прав как коренные малочисленные народы, поскольку не включены в соответствующий перечень на законодательном уровне.
Например, в Республике Чечня проживают ранее упомянутые чеченцы-аккинцы, которые включены в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан. При этом на территории Чечни согласно результатам Всероссийской переписи населения в 2020 году проживало 9 человек, относящих себя к данному народу [9]. Исходя из анализа норм действующего законодательства, в связи с проживанием на территории Республики Чечня эти люди не имеют конституционно-правовой статус коренного малочисленного народа и не обладают предусмотренными для него гарантиями и правами.
Другим коренным народом, на законодательном уровне не получившим статус коренного малочисленного, являются черкесогаи (черкесские армяне), которые в начале XIX в. переселились на территорию нынешней Адыгеи и частично Краснодарского края. Черкесогаи переняли обычаи, нравы, уклад жизни и особенности быта адыгов, даже перейдя на адыгский язык. При этом черкесогаи сохранили принадлежность к Армянской церкви. В результате слияния двух культур была сформирована уникальная этническая группа [10].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки законодательно урегулированного механизма признания народа коренным малочисленным при соответствии его всем характеристикам, указанным в действующем законодательстве.
В целях недопущения произвольного, допускающего коррупционное вмешательство, формирования перечней коренных малочисленных народов представляется возможным создание двухступенчатого механизма признания народа коренным малочисленным: 1. на основе имеющихся сведений о проживающих на территории субъектов Российской Федерации народах на региональном уровне формируются предложения о включении соответствующих всем необходимым признакам народов в Единый перечень коренных малочисленных народов; 2. с учетом результатов проведения необходимых мероприятий (исследований, экспертиз) окончательное решение о включении или мотивированное решение о не включении народа в Единый перечень коренных малочисленных народов принимается Правительством Российской Федерации.
