Статья:

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Конференция: CCXC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Денешева Д.А. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(290). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(290).pdf (дата обращения: 05.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Денешева Дина Алиевна
магистрант, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Привалов Сергей Александрович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Согласно ч. 1 ст. 69 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации гарантируются права коренных малочисленных народов [1].

Правительством Российской Федерации утвержден единый перечень коренных малочисленных народов России, в который включено только два коренных малочисленных народа Северного Кавказа – абазины (Карачаево-Черкесская Республика) и шапсуги (Краснодарский край) [2].

При этом с учетом уникального этнического состава Республики Дагестан по числу проживающих там народов, количественные и иные особенности коренных малочисленных народов Дагестана, а также их перечень устанавливаются высшим должностным лицом Республики [3].

В соответствии с положениями Постановления Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан» к таким народам относятся аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-акинцы [4]. Указанный перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан признан частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации [5].

На региональном уровне гарантии прав коренных малочисленных народов предусмотрены только в одном субъекте Северного Кавказа России – в Карачаево-Черкесской Республике установлены гарантии абазин – одного из двух коренных малочисленных народов Северного Кавказа, включенных в Единый перечень [6]. В свою очередь, в Краснодарском крае, на территории которого традиционно проживает второй коренной малочисленный народ, включенный в Единый перечень – шапсуги, до настоящего времени так и не принят региональный правовой акт, регулирующий их правовой статус.

Согласно сведениям, изложенным в научной статье Ш.Ю. Пашаевой,
в середине ХХ в. нарушенными оказались конституционные права 16 коренных малочисленных народов Республики Дагестан: «эти народы подверглись этноциду и дискриминации со стороны руководства Дагестанской АССР, которое провело принудительным образом незаконный проект укрупнения двух избранных национальностей (аварцев и даргинцев) за счёт ущемления этнических прав андо-дидойских (андийцев, ахвахцев, багулалов (багвалинцев), ботлихцев, годоберинцев, каратинцев, тиндалы (тиндинцев) и чамалалов (чамалинцев), дидойцев (цезов), бежтинцев, гунзибцев, гинухцев, хваршинцев), а также арчинского, кубачинского и кайтагского народов республики» [7, с. 55].

До настоящего времени перечисленные народы Республики Дагестан по законодательству Российской Федерации не являются коренными малочисленными народами, поскольку не включены в соответствующий перечень, утверждаемый высшим должностным лицом Республики.

Между тем, в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан включены, например, аварцы, даргинцы, русские и азербайджанцы, число которых на территории Республики согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года, опубликованным на официальном сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, составляет: аварцы - 956 831 чел.; даргинцы –521 381 чел.; азербайджанцы –116 907 чел.; русские – 102 243 чел. [8].

В этой связи возникает еще две проблемы, связанные с формированием правосубъектности коренных малочисленных народов Северного Кавказа. Во-первых, в связи с тем, что в Едином перечне представлено лишь два коренных малочисленных народа Северного Кавказа, а нормативный правовой акт, предусматривающий перечень коренных малочисленных народов субъекта Российской Федерации, существует только в Республике Дагестан, не представляется возможным определение перечня коренных малочисленных народов, проживающих на территориях иных субъектов Российской Федерации, расположенных на Северном Кавказе.

Между тем, не остается сомнений, что такие народы в действительности существуют, однако не получают должной государственной защиты и охраны своих прав как коренные малочисленные народы, поскольку не включены в соответствующий перечень на законодательном уровне.

Например, в Республике Чечня проживают ранее упомянутые чеченцы-аккинцы, которые включены в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан. При этом на территории Чечни согласно результатам Всероссийской переписи населения в 2020 году проживало 9 человек, относящих себя к данному народу [9]. Исходя из анализа норм действующего законодательства, в связи с проживанием на территории Республики Чечня эти люди не имеют конституционно-правовой статус коренного малочисленного народа и не обладают предусмотренными для него гарантиями и правами.

Другим коренным народом, на законодательном уровне не получившим статус коренного малочисленного, являются черкесогаи (черкесские армяне), которые в начале XIX в. переселились на территорию нынешней Адыгеи и частично Краснодарского края. Черкесогаи переняли обычаи, нравы, уклад жизни и особенности быта адыгов, даже перейдя на адыгский язык. При этом черкесогаи сохранили принадлежность к Армянской церкви. В результате слияния двух культур была сформирована уникальная этническая группа [10].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки законодательно урегулированного механизма признания народа коренным малочисленным при соответствии его всем характеристикам, указанным в действующем законодательстве.

В целях недопущения произвольного, допускающего коррупционное вмешательство, формирования перечней коренных малочисленных народов представляется возможным создание двухступенчатого механизма признания народа коренным малочисленным: 1. на основе имеющихся сведений о проживающих на территории субъектов Российской Федерации народах на региональном уровне формируются предложения о включении соответствующих всем необходимым признакам народов в Единый перечень коренных малочисленных народов; 2. с учетом результатов проведения необходимых мероприятий (исследований, экспертиз) окончательное решение о включении или мотивированное решение о не включении народа в Единый перечень коренных малочисленных народов принимается Правительством Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст. 1416; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
2. Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 № 255 (ред. от 18.12.2021) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 14. – ст. 1493; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
3. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 18. – ст. 2208; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 № 255 (ред. от 18.12.2021) «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 14. – ст. 1493; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 № 236 «О Постановлении Государственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 года № 191» // Доступ из СПС «Гарант».
6. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.11.2001 № 27-РЗ «О гарантиях прав коренного малочисленного народа абазин в Карачаево-Черкесской Республике» // Доступ из СПС «Гарант».
7. Пашаева Ш.Ю. История борьбы 16 малочисленных непредставленных коренных народов Дагестана за восстановление конституционных прав (период: 1959-2023) // Вестник науки и образования. 2023. №3 (134). С. 53-78.
8. Национальный состав населения Республики Дагестан / Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://05.rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
9. Национальный состав населения по муниципальным образованиям / Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года // Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике. URL: http://95.rosstat.gov.ru (дата обращения: 20.03.2025).
10. Малочисленные народы Северного Кавказа // Официальный сайт внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга Поселок Репино. URL: http://xn--e1agkgcdeg.xn--p1ai/?p=12097 (дата обращения: 20.03.2025).