Статья:

Проблемы использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве и пути их решения

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Редькин А.Е. Проблемы использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве и пути их решения // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(22).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы использования результатов оперативно - розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве и пути их решения

Редькин Алексей Евгеньевич
студент, Российский Государственный Университет, Правосудия Приволжский филиал, РФ, г. Нижний Новгород
Введенский Андрей Юрьевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Российский Государственный Университет, Правосудия Приволжский филиал, РФ, г. Нижний Новгород

 

Среди всех форм правонарушений наибольшей общественной опасностью и, соответственно, наиболее весомыми наказаниями за совершение характеризуются уголовные правонарушения (преступления). Вместе с тем для того, чтобы привлечь виновное лицо к ответственности за совершение преступления, необходимо выявить его и установить причастность  тех или иных лиц к его совершению.

В настоящее время правоохранительным органам противостоят все более изощренные методы и средства противодействия законности.

Возрастает количество преступных деяний, редко встречающихся на практике ранее, к таковым относятся, например, преступления в сфере информационных технологий, именуемых киберпреступностью.

Выявить раскрыть подобные противоправные деяния, в том числе организованные формы преступности, используя при этом лишь традиционные методы довольно сложно, а в отдельных случаях вовсе не представляется возможным.

Со временем появляются новые перспективные методики раскрытия преступлений, одной из более эффективных, на мой взгляд, является использование результатов оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) в уголовном процессе.

Именно для этих целей законодатель и предусмотрел институт оперативно-розыскной деятельности, задачами которой, согласно ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ, признается осуществление действий с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступных деяний, а также лиц, занятых их подготовкой и совершением или совершивших их ранее. Однако, как любой правовой элемент, в использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве имеются проблемы и мной предложены пути их решения.

1. Результаты ОРД играют важную роль при возбуждении уголовного дела, следовательно, постановлению руководителя подразделения ОРД должно быть предоставлено место в перечне поводов для возбуждения уголовного дела. Это может быть новый пункт 5 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. Вместе с тем считаем, что должна быть синхронизация норм законов в части допущения проведения осмотра результатов ОРД до возбуждения уголовного дела наряду с осмотром места происшествия и осмотром трупа. Проблема может быть разрешена путем внесения уточнений в ч. 2 ст. 176 УПК непосредственно формулировки об осмотре результатов ОРД, а не просто предметов и документов следующим образом: «2. Осмотр места происшествия, документов и предметом, в том числе являющихся результатами оперативно-розыскной деятельности, может быть произведен до возбуждения уголовного дела».

2. По сложившейся практике при отсутствии информации, имеющей значение для уголовного дела, оперативный сотрудник представляет лицу, производящему расследование, ответ на поручение в виде рапорта, что не отражает требования ст. 11 ФЗ «Об ОРД» и п. 9 соответствующей Инструкции. В целях исполнения поручения сотрудник оперативного подразделения осуществляет ОРМ, однако результат ОРД - отрицательный и именно этот результат им предоставляется следователю (дознавателю). Согласно нормам, утвержденным законодателем, результаты ОРД должны быть представлены по постановлению вне зависимости от их сущности, что не является целесообразным.

В связи с чем, следует внести соответствующие изменения в ФЗ «Об ОРД» и Инструкцию и предусмотреть возможность составления рапорта при ответе на поручение, если при осуществлении ОРД не получено информации, имеющей значение для уголовного дела.

3. Конечно же, результаты ОРД целесообразнее соотнести к иным документам. Однако ст. 84 УПК регламентирует порядок допуска иных документов в качестве доказательств. Иные документы должны быть получены, истребованы или представлены путем производства следственных или иных процессуальных действий, установленных уголовно-процессуальным законом (ч. 2 ст. 84, ч. 1 ст. 86 УПК РФ). Оперативно-розыскные мероприятия регламентируются ФЗ об ОРД и процессуальными действиями не являются. При буквальном толковании норм УПК РФ, регламентирующих сущность доказательств, ни один из применяемых на практике вариантов использования результатов ОРД в качестве доказательств не отвечает предъявляемым требованиям, как того требуют положения ст. 89 УПК РФ.

В целях устранения противоречий при рассмотрении результатов ОРД в качестве доказательств и формирования однозначного подхода целесообразно внести изменения в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, дополнив перечень доказательств:

«...2. В качестве доказательств допускаются:

1) показания подозреваемого, обвиняемого;

2) показания потерпевшего, свидетеля;

3) заключение и показания эксперта;

3.1) заключение и показания специалиста;

4) вещественные доказательства;

5) протоколы следственных и судебных действий;

6) иные документы;

7) результаты оперативно-розыскной деятельности, полученные и предоставленные в установленном законом порядке».

4. Необходимость в реформировании ст. 89 УПК РФ, которая по своему содержанию изначально признает результаты ОРД недопустимыми для использования в процессе доказывания по уголовному делу. Специалисты, предлагают достаточно обоснованные авторские формулировки ст. 89 УПК РФ. Так они обосновано считают, что конструкция ст. 89 УПК РФ должна иметь характер не запрета, а разрешения использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу при условии придания им требований, который предъявляются к доказательствам. Синхронизация оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства имеет все для этого необходимые предпосылки, поддерживается многими специалистам и будет способствовать эффективности процесса доказывания по уголовному делу.

5. Необходимо разграничить оперативно-розыскную подведомственность субъектов ОРД, под которой следует понимать разрабатываемые оперативно-розыскной теорией положения, согласно которым каждый оперативно-розыскной орган должен целенаправленно осуществлять ОРМ по поиску и обнаружению преступлений (розыску лиц, их совершивших). В этой связи предлагается включить в ФЗ РФ об ОРД статью об оперативно-розыскной подведомственности, где, следует разграничить ОРД по обеспечению экономической безопасности между спецслужбами и правоохранительными органами. Суть предлагаемого нововведения сводится к тому, чтобы каждому субъекту ОРД определить конкретный перечень статей УК, по которым он правомочен проводить ОРД.

6. Отмечая значимость Модельного закона в дальнейшем совершенствовании оперативно-розыскного законодательства в странах ЕАЭС, указывает, что в нём не на должном уровне закреплены положения о межгосударственном взаимодействии в ОРД.

К примеру, не определена общая методика проведения отдельных совместных ОРМ, условия участия командированных в другие государства для проведения ОРМ. Необходимо проанализировать и согласовать действующее оперативно-розыскное законодательство с положениями Модельного закона, следует добавить, что единообразный подход к толкованию и уяснению основных положений ОРД будет служить залогом достижения высоких результатов в совместном противодействии преступности.

7. Принятие нового закона об ОРД, поскольку, как показала законодательная практика, периодическое внесение изменений и дополнений в закон так и не принесло ощутимых результатов. В новом законе необходимо учесть следующие основные положения: уточнить понятие ОРД; дополнить перечень задач ОРД, а конкретно следующими позициями: сбором данных, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к определённым сведениям и видам деятельности; о правонарушениях, не носящих криминального характера, но познание, которых прямо или опосредованно способствует решению задач ОРД; обеспечением возмещения ущерба и т.д.

Кроме того, необходимо дополнение в закон нормой об основных понятиях, используемых в нём, расширить перечень и раскрыть принципы ОРД (прогнозирование и планирование, подконтрольность и поднадзорность, повседневная связь с населением и т.д.); предусмотреть отдельные нормы, закрепляющие важные положения о субъектах ОРД: органы, осуществляющие ОРД; оперативные подразделения этих органов; должностные лица названных органов и подразделений; на законодательном уровне определить понятие «содействие» и «сотрудничество», виды содействия: гласное и негласное, анонимное; дать определение каждому виду ОРМ, к большинству из которых добавить прилагательное «оперативный», включить новые ОРМ: «личный сыск», «использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека», и многое другое.

Обозначенные проблемы и пути их решения, позволят усовершенствовать использование результатов оперативно розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве.