НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
В настоящее время в России существует большая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность рынка индустрии туризма и гостеприимства, позволяющая им успешно существовать и развиваться.
Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне.
Предметом регулирования являются общественные отношения, которые возникают в процессе планирования, подготовки, организации и осуществления путешествия, а также предоставления определенного вида услуг [1, с.4].
Целями государственного регулирования индустрии туризма и гостеприимства являются:
- Содействие устойчивому развитию туризма;
- Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при осуществлении путешествий;
- Защита прав и интересов потребителей и других участников туристической индустрии;
- Обеспечение потребления качественных туристических продуктов;
- Привлечение туристов из других стран;
- Создание новых рабочих мест;
- Рациональное использование ресурсов страны;
- Поддержка международных контактов и их развитие [2, с.5].
Существует ряд государственных органов, регулирующих сферу туризма и гостеприимства. Главным органом, осуществляющим правовое регулирование, является Министерство экономического развития. Оно ответственно за разработку и реализацию государственной политики в сфере туризма, нормативно-правовое регулирование, а также координацию деятельности по приоритетным направлениям в области государственного регулирования.
Другим государственным органом, регулирующим сферу туризма и гостеприимства, является Министерство иностранных дел РФ. Орган осуществляет функции по разработке и осуществлению государственной политики и нормативному регулированию в области международных отношений.
Функцию государственного контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В свою очередь Федеральная миграционная служба осуществляет регулирование миграционных процессов на территории РФ, в том числе контроль за теми, кто въезжает, находится и выезжает за пределы страны.
Также существуют и другие органы, деятельность которых направлена на регулирование сферы туризма и гостеприимства, среди которых: Федеральная служба безопасности, Федеральная таможенная служба, Министерство по чрезвычайным ситуациям и др. [3, с.5].
Далее рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу.
Первостепенным документом, на основе которого разрабатываются нормативно-правовые акты в области туризма и гостеприимства является Конституция РФ. В ней прописаны основные права человека, в том числе касающиеся области туристкой деятельности, в частности, во второй главе Конституции зафиксированы права на свободу перемещения, отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск, доступ к культурным ценностям и памятникам истории и культуры [4, с.5].
Другим значимым нормативно-правовым актом является Гражданский кодекс РФ. Данный законодательный акт определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, устанавливает правила в отношении имущественного и рыночного оборота. Также он регулирует систему предпринимательства, в том числе в гостиничном, туристическом и ресторанном секторах, а также правоприменительные и договорные отношения.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 (ред. от 04.08.2023). регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителей, а также получение достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах). Помимо прочего, закон гарантирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет способы реализации данных прав.
Ещё одним документом требованиям которого должны следовать туристские и гостиничные предприятия является Налоговый кодекс РФ. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения на территории РФ [5, с.5].
Ключевым законом в области туризма является Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24.11.1996 N 132-ФЗ. Он определяет основные принципы политики государства, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка на территории РФ. В нём зафиксированы права и обязанности субъектов рынка индустрии туризма, а также порядок оказания услуг при реализации туристского продукта. Закон определяет правила осуществления туроператорской и турагентской деятельности, аспекты связанные с вопросами безопасности, финансовую ответственность сторон, а также правила рационального использования ресурсов РФ и ряд других аспектов [2, с.5].
Существует также обширный перечень подзаконных актов (– нормативно-правовые акты, издаваемые на основе законов) в области туризма и гостеприимства. Они обладают меньшей юридической силой и существуют с целью конкретизации и детализации законов. Следовательно, они не должны противоречить написанному в законах. Рассмотрим ряд из них:
- Постановление правительства РФ «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» от 18.11. 2020 г. Данное постановление является основным нормативным документом, регламентирующим взаимоотношения между исполнителем и потребителем гостиничных услуг [6, с.5].
- Постановление правительства РФ № 1860 «Об утверждении положения о классификации гостиниц» от 18.11.2020 г. Данное положение определяет порядок классификации гостиниц, приостановления и прекращения действия свидетельства о классификации. Также в нём описаны виды гостиниц, их категории и требования к каждой из них [7, с.5].
- Постановление Правительства РФ №1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18.11.2020 г. Документ регламентирует требования к порядку организации деятельности исполнителя, информации о предоставляемых услугах по реализации туристского продукта, аспектам, связанным с заключением, расторжением договора и разрешением возникающих споров [8, с.5].
Выше рассмотрены ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туризма и предприятий индустрии гостеприимства. Данные документы позволяют осуществлять туристскую и гостиничную деятельность эффективно за счёт формирования основ работы и развития предприятий. К тому же, с помощью документации реализуется защита прав и интересов всех сторон гостиничной и туристкой индустрии.