ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов


участников



CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ
Аннотация. В данной статье исследуются ключевые аспекты применения статьи 16.3 КоАП РФ, связанной с несоблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Автор анализирует динамику выявляемых таможенными органами административных правонарушений, отмечая устойчивую тенденцию к их росту. Особое внимание уделено институту малозначительности правонарушений, его роли в судебной практике и проблемам, возникающим при его применении. На основе изучения судебных решений выделены основные причины редкого признания правонарушений малозначительными, а также предложены пути совершенствования правоприменительной практики.
Ключевые слова: запреты и ограничения, административное правонарушение, административное наказание, таможенные органы, малозначительность.
Несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу является важным элементом обеспечения национальной безопасности и экономической стабильности государства. Нарушение этих норм, предусмотренных статьей 16.3 КоАП РФ, влечет административную ответственность, однако в некоторых случаях такие правонарушения могут быть признаны малозначительными в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. В статье рассматриваются особенности применения данного института, его значение для таможенной практики и проблемы, связанные с его реализацией. Статья 16.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных международными договорами и нормативными актами РФ, при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или государственную границу Российской Федерации. К числу таких запретов и ограничений относятся: количественные ограничения, направленные на защиту национального производителя; требования к сертификации товаров (например, наличие фитосанитарных или ветеринарных сертификатов); запреты на ввоз или вывоз определенных категорий товаров, угрожающих безопасности государства или общественному порядку.
Субъектами правонарушений по данной статье являются лица, ответственные за соблюдение таможенных правил: декларанты, перевозчики, уполномоченные экономические операторы. Ответственность выражается в наложении административного штрафа, размер которого зависит от тяжести нарушения и статуса нарушителя.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ, административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно не представляет существенной угрозы общественным отношениям и не повлекло вредных последствий. Однако анализ судебной практики показывает, что такие случаи встречаются редко — лишь около 30% дел по статье 16.3 КоАП РФ завершаются признанием правонарушения малозначительным. Основными причинами этого являются:
1. Субъективность оценки. Отсутствие четких критериев малозначительности приводит к тому, что решение зависит от усмотрения судьи. Например, в одном случае суд может посчитать нарушение формальным и незначительным, а в другом — усмотреть в нем угрозу общественным интересам.
2. Трудности доказывания. Для признания правонарушения малозначительным необходимо предоставить доказательства отсутствия негативных последствий. Это может быть сложно, особенно если речь идет о нарушениях, связанных с документацией или сертификацией товаров.
3. Строгость таможенного контроля. Таможенные органы придерживаются жестких требований к соблюдению запретов и ограничений, что снижает вероятность признания нарушений малозначительными.
Причины роста числа правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ
Рост количества выявляемых нарушений по статье 16.3 КоАП РФ может быть обусловлен следующими факторами:
1. Усиление контроля таможенных органов. Повышение эффективности работы таможенных служб приводит к более тщательной проверке товаров и документов, что увеличивает число выявляемых нарушений.
2. Сложности внешнеэкономической деятельности. Участники внешнеэкономической деятельности могут сталкиваться с трудностями при оформлении необходимых документов, что приводит к случайным нарушениям.
3. Отсутствие единообразия в судебной практике. Разные подходы судов к оценке малозначительности создают неопределенность для участников таможенных правоотношений.
Таким образом, рост административных правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ может быть связан как с повышением эффективности деятельности таможенных органов, так и с увеличением количества совершаемых правонарушений по данной статье из-за проблем, которые могут возникать при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Мы больше склоняемся к тому, что рост выявленных административных правонарушений является следствием эффективной работы таможенных органов. Кроме того, можно сделать вывод о том, что малозначительными правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ признаются довольно редко, что связано с отсутствием четких критериев признания правонарушения малозначительным.
