Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Перевертайло Д.О., Лаврухин Д.В. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 15.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 16.3 КОАП РФ

Перевертайло Данила Олегович
студент, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара
Лаврухин Дмитрий Владимирович
студент, Самарский Государственный Технический Университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В данной статье исследуются ключевые аспекты применения статьи 16.3 КоАП РФ, связанной с несоблюдением запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу. Автор анализирует динамику выявляемых таможенными органами административных правонарушений, отмечая устойчивую тенденцию к их росту. Особое внимание уделено институту малозначительности правонарушений, его роли в судебной практике и проблемам, возникающим при его применении. На основе изучения судебных решений выделены основные причины редкого признания правонарушений малозначительными, а также предложены пути совершенствования правоприменительной практики.

 

Ключевые слова: запреты и ограничения, административное правонарушение, административное наказание, таможенные органы, малозначительность.

 

Несоблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу является важным элементом обеспечения национальной безопасности и экономической стабильности государства. Нарушение этих норм, предусмотренных статьей 16.3 КоАП РФ, влечет административную ответственность, однако в некоторых случаях такие правонарушения могут быть признаны малозначительными в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. В статье рассматриваются особенности применения данного института, его значение для таможенной практики и проблемы, связанные с его реализацией. Статья 16.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение запретов и ограничений, предусмотренных международными договорами и нормативными актами РФ, при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или государственную границу Российской Федерации. К числу таких запретов и ограничений относятся: количественные ограничения, направленные на защиту национального производителя; требования к сертификации товаров (например, наличие фитосанитарных или ветеринарных сертификатов); запреты на ввоз или вывоз определенных категорий товаров, угрожающих безопасности государства или общественному порядку.

Субъектами правонарушений по данной статье являются лица, ответственные за соблюдение таможенных правил: декларанты, перевозчики, уполномоченные экономические операторы. Ответственность выражается в наложении административного штрафа, размер которого зависит от тяжести нарушения и статуса нарушителя.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ, административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно не представляет существенной угрозы общественным отношениям и не повлекло вредных последствий. Однако анализ судебной практики показывает, что такие случаи встречаются редко — лишь около 30% дел по статье 16.3 КоАП РФ завершаются признанием правонарушения малозначительным. Основными причинами этого являются:

1. Субъективность оценки. Отсутствие четких критериев малозначительности приводит к тому, что решение зависит от усмотрения судьи. Например, в одном случае суд может посчитать нарушение формальным и незначительным, а в другом — усмотреть в нем угрозу общественным интересам.

2. Трудности доказывания. Для признания правонарушения малозначительным необходимо предоставить доказательства отсутствия негативных последствий. Это может быть сложно, особенно если речь идет о нарушениях, связанных с документацией или сертификацией товаров.

3. Строгость таможенного контроля. Таможенные органы придерживаются жестких требований к соблюдению запретов и ограничений, что снижает вероятность признания нарушений малозначительными.

Причины роста числа правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ

Рост количества выявляемых нарушений по статье 16.3 КоАП РФ может быть обусловлен следующими факторами:

1. Усиление контроля таможенных органов. Повышение эффективности работы таможенных служб приводит к более тщательной проверке товаров и документов, что увеличивает число выявляемых нарушений.

2. Сложности внешнеэкономической деятельности. Участники внешнеэкономической деятельности могут сталкиваться с трудностями при оформлении необходимых документов, что приводит к случайным нарушениям.

3. Отсутствие единообразия в судебной практике. Разные подходы судов к оценке малозначительности создают неопределенность для участников таможенных правоотношений.

Таким образом, рост административных правонарушений по статье 16.3 КоАП РФ может быть связан как с повышением эффективности деятельности таможенных органов, так и с увеличением количества совершаемых правонарушений по данной статье из-за проблем, которые могут возникать при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Мы больше склоняемся к тому, что рост выявленных административных правонарушений является следствием эффективной работы таможенных органов. Кроме того, можно сделать вывод о том, что малозначительными правонарушения по статье 16.3 КоАП РФ признаются довольно редко, что связано с отсутствием четких критериев признания правонарушения малозначительным.

 

Список литературы: 
1. Агамагомедова С.А. Институт малозначительности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в виде незаконного использования товарного знака // Хозяйство и право. 2012. № 5 (424). С. 86–91.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 02.01.2024).
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение№ 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 02.01.2024).
4. Агамагомедова С.А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы // Законодательство. 2016. № 1. С. 41– 48.
5. Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
6. Решение от 5 июля 2017 г. № 12-141/2017 по делу № 12-141/2017 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
7. Решение от 29 апреля 2020 г. № 12-112/2020 по делу № 12-112/2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).
8. Решение от 19 февраля 2020 г. № 12-20/2020 по делу № 12-20/2020 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал судебных решений. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 02.01.2024).