КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Конференция: CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА ПРИ ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Общепризнанным является тот факт, что для правового государства характерен высокий уровень прав и свобод человека и гражданина, верховенство общечеловеческих ценностей. Многие международные акты («Всеобщая декларация прав человека», «Международный пакт о гражданских и политических правах») отражают в своих положениях необходимость обеспечения основных прав человека.
В Конституции РФ права человека на жизнь, здоровье, честь и достоинство ставятся в ранг естественных и неотчуждаемых прав, что и предполагает под собой эффективную защиту этих прав. Именно поэтому важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и (или возмещения причиненного вреда) [1, c. 117].
Институт компенсации морального вреда – сравнительно молодая отрасль Российского права, которая требует ряда улучшений и доработок. При всем этом, нет четкой законодательной опоры с рекомендациями, на которую суды могли бы опираться, чтобы оценить степень душевных страданий человека. [2, c. 461-463].
Общие правила относительно оснований и порядка применения данной меры гражданско-правовой ответственности содержатся в ст. ст. 151, 1099- 1101 ГК РФ. Из этого следует, что по гражданскому законодательству размер компенсации такого вреда будет рассчитываться судом исходя из характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. Также суд может руководствоваться своими внутренними установками разумности или справедливости для определения размера денежного возмещения морального ущерба.
Целесообразно упомянуть, что моральный вред – это нравственные и физические страдания человека. Исходя из определения морального вреда, причинителя такого ущерба должны волновать чувства потерпевшего. Они обязательно находят отражение в его сознании и вызывают определенную эмоцию. В результате таких изменений, в охраняемых законом нематериальных благах человек переживает негативные эмоции или ощущения (физические боли) и испытываемые при этом страдания [3, c. 6]. Несомненно, любое правонарушение не только причиняет потерпевшему нравственные страдания различной степени интенсивности, но и негативно влияет на его психологический комфорт.
Проблема компенсации морального вреда, в особенности, определение размера компенсации в конкретной денежной форме, уже давно вызывает серьезные затруднения у судей, так как в этой части решение должно быть законным и обоснованным. Здесь следует сослаться на п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1, где сказано, что при определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела [4, c. 11].
На основании изложенного считаем целесообразным разработать методические рекомендация для судей с критериями определения размеров компенсации морального вреда, минимальными тарифами для возмещения, опираясь на которые, с учетом анализа представленных в судебном заседании материалов дела, судья рассчитает сумму, подлежащую компенсации.
В вопросах компенсации морального вреда за вред, причиненный жизни и здоровью существуют и иные пробелы.
Так, законные представители лиц, не достигших возраста 14 и 18 лет несут субсидиарную (дополнительную) ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетними. При этом в практике суды чаще всего рассматривают дела о возмещении причиненного ущерба имущественного характера (оплате лечения, доплата к зарплатам и т.д.), но вот взыскание суммы морального вреда, как правило не рассматривается, если причинителем вреда является несовершеннолетний. Моральный вред, причиненный несовершеннолетними подростками в законе не описан. По нашему мнению, в ст. 1074 ГК РФ стоит внести поправки, что законные представители несовершеннолетних несут субсидиарную ответственность как за материальный ущерб, причиненный детьми, так и моральный вред причинителем вреда которого является ребенок в возрасте от 14 до 18 лет.
Вопрос о возможности компенсации морального вреда, причиненного жестокими родительскими действиями в отношении ребенка, также имеет большой доктринальный и правоприменительный интерес.
Как правило, размер морального вреда объявляется и мотивируется самим потерпевшим. Однако несовершеннолетний не всегда может оценить степень причинённых ему физических и нравственных страданий, а тем более перевести их в денежное измерение. Для того чтобы правильно рассчитать компенсацию морального вреда, нанесенного родителями должны быть учтены все индивидуальные особенности ребенка. При рассмотрении иска о лишении родительских прав предлагается одновременно рассматривать основания и для компенсации морального вреда, так как противоправные действия родителей зачастую выражаются жестоком обращении с детьми и злоупотреблении ими своими правами [5]. Таким образом, видится целесообразным презюмирование морального вреда в качестве дополнительной ответственности родителей при лишении их родительских прав (в случае, если основанием для лишения родительских прав являются действия родителей, совмещенные с жестоким обращением с детьми).
На основании вышеизложенного, институт компенсации морального вреда достаточно обширно представлен законодателем, однако ввиду своей специфики, сложностью складывающихся отношений, считаем, что законодательные нормы в отдельных вопросах до настоящего времени требуют изучения и анализа.