Статья:

Правовая сущность недействительных сделок

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Иванова Н.С. Правовая сущность недействительных сделок // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(65).pdf (дата обращения: 23.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая сущность недействительных сделок

Иванова Нина Сергеевна
магистрант Института магистратуры Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов

 

До настоящего времени в цивилистической науке не сформировалось единого подхода к определению понятия и правовой природы не­действительных сделок.

Согласно п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) «сделка недействительна по основаниям, установлен­ным законом в силу признания ее таковой судом (ос­поримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)»[1].

В случае если сделка является недействительной, обуслов­ленные этой сделкой права и обязанности не возникают, а наступают предусмотренные законом пра­вовые последствия, влекущие неблагоприятные последствия для не­добросовестных участников сделки и являющиеся санк­цией за допущенное нарушение.

Как отмечено А.Я Рыженковым, при таком подходе под определение сделки формально подхо­дит ряд неправомерных действий, которые обычно сделками не считаются.

Примерами могут быть под­делка завещания для приобретения прав на имущество наследодателя или уничтожение собственного имущества с целью приобрести право на выплату по договору страхования [2, с. 33].

В этой связи возникает вопрос о том, является ли сделка исключительно правомерным действием.

А.Я. Рыженков, проанализировав позицию В.А. Бе­лова, отмечающего, что «следует выбрать что-то од­но:

1) или сделка суть действие юридически направ­ленное и результативное и, стало быть, непременно законное или правомерное;

2) или же сущест­вуют сделки не только законные, но и незаконные, и в таком случае сделку можно охарактеризовать только как юридически направленное, но не обязательно юридически результативное действие» [3, с. 17], при­ходит к выводу о том, что российский законодатель, сделав очевидный выбор в пользу второго варианта, тем самым фактически включил в состав сделок ряд умышленных правонарушений, направленных на неза­конное завладение гражданскими правами [2, с. 33].

Однако, теория «недействительная сделка - правона­рушение» нашла поддержку не у всех авторов.

К примеру, Д.О. Тузов полагает, что не яв­ляются тождественными «две несовпадающие и даже непересекающиеся категории» как «недействитель­ность и противоправность» [4, с. 7].

С данным мнением следует согла­ситься, недействительную сделку не следует рассматривать как деликт.

Однако, сле­дует указать, что в данном случае сделка будет являться неправомерным действием, которое в соответствии со ст. 8 ГК РФ можно отнести к числу юридических фактов граждан­ского права.

С учетом изложенного, следует обратить внимание на то, что многие авторы рассматривают недействительные сделки как сделки, не обладающие свойствами юри­дических фактов, то есть основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотноше­ний.

Например, такова позиция Ю.К. Толстого, который в свое время писал о том, что в отличие от юридиче­ских фактов, недействительная сделка не влечет ни­каких последствий, а если и влечет, то только такие, к которым стороны сделки не стремились [6, с. 54].

По-моему, недействительные сделки необходи­мо рассматривать как юридические факты - неправо­мерные действия (отличные от деликтов, иные непра­вомерные действия), которые влекут наступление та­ких предусмотренных законом последствий как последствия недействительности.

Недействительные сделки нарушают гражданско-правовые нормы и тем самым ставят под угрозу стабильность гражданского оборота, но по своей правовой природе не являются деликтами.

Подводя итог следует указать на то, что сделки являются фундаментом гра­жданско-правовых отношений.

Выделяются действи­тельные и недействительные сделки и обе разновид­ности сделок следует рассматривать как юридические факты гражданского права.

Действительные сделки порождают те правовые последствия, которые имели ввиду стороны, заключающие сделку и по своей пра­вовой природе являются юридическими фактами - правомерными действиями.

Недействительные сделки также порождают правовые последствия, но преду­смотренные законом и связанные с их недействитель­ностью.

При этом недействительные сделки не могут быть признаны деликтами, их можно отнести к иным неправомерным действиям в соответствии со ст. 8 ГК РФ.

В настоящее время ГК РФ не содержит четкого и конкретного определения недействительных сделок, что вызывает многочисленные дискуссии в научной литературе и не добавляет стабильности гражданско­му обороту.

Поэтому законодателю следует легализи­ровать понятие недействительных сделок, опираясь на их правовую природу.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Рыженков А.Я. Гражданско-правовые сделки: теоретико-философский аспект // Гражданское право. 2018. № 1.
3. Белов В.А. Учение о сделке в российской доктрине гражданского права (литературный обзор) // Сделки: проблемы теории и практики / Под ред. М.А. Рожковой. - М.: Статут, 2008.
4. Тузов Д.О. Теория недействительности сделок. Опыт российского права в контексте европейских пра¬вовых традиций. - М.: Статут, 2009.
5. Толстой Ю. К. Содержание и гражданско-правовая защита прав собственности в СССР. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.