Статья:

Вопросы государственной охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации

Конференция: CXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мауль М.В. Вопросы государственной охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(118). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(118).pdf (дата обращения: 25.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы государственной охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации

Мауль Максим Викторович
магистрант, Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС, РФ, г. Орел

 

ISSUES OF STATE PROTECTION OF CULTURAL HERITAGE OBJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Maxim Maul

Master’s student, Central Russian Institute of Management, a branch of the RANEPA, Russia, Orel

 

Аннотация. В статье автором рассмотрено понятие государственной охраны объектов культурного наследия с точки зрения ее важности как конституционно гарантированного права гражданина. Также перечислены актуальные проблемы государственной охраны объектов культурного наследия в РФ на современном этапе.

Abstract. In the article, the author considers the concept of state protection of cultural heritage objects from the point of view of its importance as a constitutionally guaranteed right of a citizen. The current problems of state protection of cultural heritage objects in the Russian Federation at the present stage are also listed.

 

Ключевые слова: объекты культурного наследия, государственная охрана объектов культурного наследия, памятники истории и культуры, проблемы государственной охраны объектов культурного наследия в РФ.

Keywords: cultural heritage objects, state protection of cultural heritage objects, historical and cultural monuments, problems of state protection of cultural heritage objects in the Russian Federation.

 

Конституция РФ в ст. 44 закрепляет право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Кроме того, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [1].

Стоит отметить, что за нарушение указанной закрепленной обязанности предусмотрена соответствующая ответственность. Речь при этом идет не только о ее гражданской разновидности, но и об административной и даже уголовной. Разнообразие ответственности прямо соотносится с тяжестью причиненного объектам культурного наследия ущерба.

Согласно статьям 7.13-7.16 КоАП РФ, ответственность в виде мер административного характера предусмотрена при нарушении требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны [4].

Что касается уголовной ответственности, то Уголовный кодекс РФ в ст. 164 закрепляет ответственность за совершение хищения имеющих особую ценность предметов, а в ст. 243 – за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры [3].

Согласно положениям ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия предполагает их учет, проведение историко-культурной экспертизы, организацию исследований и установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, причинение ему вреда, утверждение отчетной документации о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия и т.д  [2].

Не вызывает сомнений, что охрана культурного наследия выступает одним из важнейших направлений деятельности государства. В нашей стране существует единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Его назначение заключается в формировании концентрированных сведений обо всех существующих объектах культурного наследия, составляемой в виде информационной системы. 

Сведения реестра помогают при необходимости четко и быстро укомплектовать информацию об объектах культурного наследия, их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при ведении государственного земельного и градостроительного кадастра. 

Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» также регламентируется порядок включения в реестр и исключения из реестра объектов культурного наследия.

Стоит отметить, что, как и в иных сферах государственной деятельности, в рамках правового регулирования и государственного управления названной выше категории существуют некоторые проблемы.

Прежде всего, проблемным вопросом является недостаточность финансирования данной деятельности государственных органов. Стоит ли говорить, что зачастую выделяемых из государственного бюджета средств не хватает на полноценную реализацию политики в области охраны культурного наследия в РФ. Причем речь идет не только о федеральных органах власти, но и непосредственно региональных, местных органах.

В связи с этим, к числу существующих проблем в рассматриваемой сфере относятся:

1) естественное течение разрушения материальных объектов культурного наследия ввиду их старения;

2) разрушение культурного наследия в результате преступных посягательств в отношении них;

3) уничтожение этнической культуры отдельных народов вследствие политических, межнациональных и межкультурных конфликтов;

4) отсутствие в законодательстве необходимых норм ответственности за совершение противоправных действий по отношению к объектам культурного наследия;

5) существенное повышение нагрузки на объекты культурного наследия ввиду роста их посещаемости туристами;

6) износ объектов и территорий культурного наследия вследствие развития туристической инфраструктуры и материальной базы;

7) насильственное разрушение объектов культурного наследия в результате туристского вандализма [5].

Указанные проблемы обладают неоспоримой актуальностью, и будут таковыми до тех пор, пока государство не направит свои силы на культурно-духовное развитие населения. Однако на практике, государство выделяет значительную часть бюджета на иных направления деятельности и цели.

Таким образом, охрана объектов культурного наследия является неотъемлемой категории правового регулирования, государственного управления, которая имеет множество нерешённых проблем на сегодняшний день. Потому пути совершенствованию законодательства, управленческой практики государства и общественного мышления российского населения требуют осмысления законодателем, отдельными органами власти и обществом для последующего воплощения их в жизнь.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Рос. газета. 1993. 25 дек.
2. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Рос. газета. 2002. 29 июня.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // Рос. газета. 1996. 18 июня.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2021) // Рос. газета. 2001. 31 дек.
5. Клебанов Л. Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / под науч. Ред. Наумова А. В.; Ин-т государства и права РАН. М.: Инфра-М, 2011. 351 с.