К вопросу об изменениях правового режима курортов РФ
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
К вопросу об изменениях правового режима курортов РФ
Данная работа посвящена особо охраняемым природным территориям, как наиболее действенной форме охраны природы, в границах любого государства. Во второй половине прошедшего века, охрана природы стала важнейшей проблемой для всего человечества. Изучение данной проблемы и по сей день является одной из актуальнейших тем.
Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, оздоровительное и иное значение. В связи с этим они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.
В соответствии с ФЗ РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» [4] к ним относятся:
· государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
· национальные парки;
· природные парки;
· государственные природные заказники;
· памятники природы;
· дендрологические парки и ботанические сады.
Согласно ст. 94 Земельного Кодекса РФ [2], земли особо охраняемых природных территорий, относятся к землям особо охраняемых территорий. Это означает, что понятие особо охраняемых территорий в соотношении с понятием особо охраняемых природных территорий, намного шире.
В частности рассмотрим курорты РФ. В прежней редакции ФЗ РФ № 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[5], курорты определялись особо охраняемыми природными территориями, которые располагают природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями. В редакции упомянутого федерального закона, действующей в настоящее время, понятие слова курорт в некоторой степени изменилось, в том, что из него исключили важнейшую часть, выраженную словом «природная».
В действующей редакции указанных федеральных законов курорты больше не попадают в список особо охраняемых природных территорий, что говорит нам о потере курортами статуса особо охраняемой природной территории. Таким образом, определение курорта претерпело изменения: из особо охраняемой природной территории курорт «превратился» в особо охраняемую территорию. Чтобы не вызвать негативной реакции со стороны общественности, законодатель, подвергая изменениям статус курортов, дал им определение особо охраняемых территорий. Поскольку в российском законодательстве нет четкого определения особо охраняемых территорий и норм о правовом режиме таких территорий, данные изменения сложно отнести к числу положительных, так как на самом деле это означает, что территории, первоочередно земли курортов, будут подразумевать полное хозяйственное использование, в том числе и под строительство. Следовательно, в ближайшем будущем мы можем ожидать появления на территориях курортов, объектов, которые в первую очередь имеют спрос на рынке, а не тех, которые необходимы для осуществления лечения и отдыха, а также сохранения и увеличения площадей курортной ривьеры для здоровья нации. Подтверждением могут служить примеры возникновения частых спорных ситуаций, в частности, в знаменитом регионе Кавказских Минеральных Вод, между государством в лице соответствующих органов, населением региона и администрациями.
В качестве примера спорных ситуаций в данном регионе рассмотрим решение Ессентукского городского суда Ставропольского края 2-223/2013 [7]. Так, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, выданное администрацией города Ессентуки Оторову В.А., возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на реконструкцию. Указывая, что в Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды. Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Ессентуки, заключение государственной экологической экспертизы и заявление о выдаче разрешения на строительство в администрацию города-курорта Ессентуки, застройщиком – Оторовым В.А., не предоставлялось, что противоречит нормам закона. Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
Проводя анализ ФЗ РФ № 26, содержащий нормы о некоторых особенностях правового режима курортов, видится необходимость внесения дополнений в данный акт. В данном законе, роль экологической экспертизы значительно снизилась, что негативно, в свою очередь, может повлиять на состояние природы на территории курортов. Это связано с запретом реализации объектов на территории курортов, без получения специального заключения государственной экологической экспертизы. Поэтому предоставляется необходимым, расширить статью 16 анализируемого ФЗ положением о том, что «на территории второй и третьей зоны санитарной охраны размещение объектов и производство различных работ, которые не имеют непосредственной связи со сферой санитарно-курортного лечения и отдыха, разрешается только при положительном заключении государственной экологической экспертизы». Конечно же, не сложно предположить ответную негативную реакцию со стороны бизнес – сообщества, но без внесения таких изменений, мы рискуем потерять курорты, являющиеся уникальными территориями, необходимыми для выполнения важнейшей рекреационной функции.
Изменения, внесенные ФЗ РФ № 244 [6], предусматривают отнесение земель курортов федерального значения не только к федеральной собственности, но и к собственности субъектов РФ, и к муниципальной собственности. Данные изменения, в скором будущем повлекут постепенно за собой то, что земли курортов федерального значения включаются в оборот, и существует реальная перспектива, что в будущем данные земли будут находиться, и в частной собственности. Ранее же должностные лица, передавая в частную собственность земли курортов, нарушали закон и несли за это ответственность.
Подводя итог изложенного анализа изменений в законодательстве, можно прийти к выводу, что постепенно земли курортов, относящиеся, как и курорты в целом, к объектам общенационального достояния, могут потерять свой статус, что может привести их к приравниванию к правовому режиму обычных населенных пунктов.