Статья:

К вопросу об изменениях правового режима курортов РФ

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Планукян В.С. К вопросу об изменениях правового режима курортов РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 17 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об изменениях правового режима курортов РФ

Планукян Вероника Саркисовна
студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», РФ, г. Краснодар
Мустафина Светлана Анатольевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры земельного, трудового и экологического права ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар

 

Данная работа посвящена особо охраняемым природным территориям, как наиболее действенной форме охраны природы, в границах любого государства. Во второй половине прошедшего века, охрана природы стала важнейшей проблемой для всего человечества. Изучение данной проблемы и по сей день является одной из актуальнейших тем.

Особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, оздоровительное и иное значение. В связи с этим они изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны.

В соответствии с ФЗ РФ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» [4] к ним относятся:

·     государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

·     национальные парки;

·     природные парки;

·     государственные природные заказники;

·     памятники природы;

·     дендрологические парки и ботанические сады.

Согласно ст. 94 Земельного Кодекса РФ [2], земли особо охраняемых природных территорий, относятся к землям особо охраняемых территорий. Это означает, что понятие особо охраняемых территорий в соотношении с понятием особо охраняемых природных территорий, намного шире.

В частности рассмотрим курорты РФ. В прежней редакции ФЗ РФ № 26 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»[5], курорты определялись особо охраняемыми природными территориями, которые располагают природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями. В редакции упомянутого федерального закона, действующей в настоящее время, понятие слова курорт в некоторой степени изменилось, в том, что из него исключили важнейшую часть, выраженную словом «природная».

В действующей редакции указанных федеральных законов курорты больше не попадают в список особо охраняемых природных территорий, что говорит нам о потере курортами статуса особо охраняемой природной территории. Таким образом, определение курорта претерпело изменения: из особо охраняемой природной территории курорт «превратился» в особо охраняемую территорию. Чтобы не вызвать негативной реакции со стороны общественности, законодатель, подвергая изменениям статус курортов, дал им определение особо охраняемых территорий. Поскольку в российском законодательстве нет четкого определения особо охраняемых территорий и норм о правовом режиме таких территорий, данные изменения сложно отнести к числу положительных, так как на самом деле это означает, что территории, первоочередно земли курортов, будут подразумевать полное хозяйственное использование, в том числе и под строительство. Следовательно, в ближайшем будущем мы можем ожидать появления на территориях курортов, объектов, которые в первую очередь имеют спрос на рынке, а не тех, которые необходимы для осуществления лечения и отдыха, а также сохранения и увеличения площадей курортной ривьеры для здоровья нации. Подтверждением могут служить примеры возникновения частых спорных ситуаций, в частности, в знаменитом регионе Кавказских Минеральных Вод, между государством в лице соответствующих органов, населением региона и администрациями.

В качестве примера спорных ситуаций в данном регионе рассмотрим решение Ессентукского городского суда Ставропольского края 2-223/2013 [7]. Так, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, выданное администрацией города Ессентуки Оторову В.А., возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены указанного разрешения на реконструкцию. Указывая, что в Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуре проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в особо охраняемом эколого-курортном регионе Кавказские Минеральные Воды. Согласно информации, полученной из Управления архитектуры и градостроительства администрации города-курорта Ессентуки, заключение государственной экологической экспертизы и заявление о выдаче разрешения на строительство в администрацию города-курорта Ессентуки, застройщиком – Оторовым В.А., не предоставлялось, что противоречит нормам закона. Заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.

Проводя анализ ФЗ РФ № 26, содержащий нормы о некоторых особенностях правового режима курортов, видится необходимость внесения дополнений в данный акт. В данном законе, роль экологической экспертизы значительно снизилась, что негативно, в свою очередь, может повлиять на состояние природы на территории курортов. Это связано с запретом реализации объектов на территории курортов, без получения специального заключения государственной экологической экспертизы. Поэтому предоставляется необходимым, расширить статью 16 анализируемого ФЗ положением о том, что «на территории второй и третьей зоны санитарной охраны размещение объектов и производство различных работ, которые не имеют непосредственной связи со сферой санитарно-курортного лечения и отдыха, разрешается только при положительном заключении государственной экологической экспертизы». Конечно же, не сложно предположить ответную негативную реакцию со стороны бизнес – сообщества, но без внесения таких изменений, мы рискуем потерять курорты, являющиеся уникальными территориями, необходимыми для выполнения важнейшей рекреационной функции.

Изменения, внесенные ФЗ РФ № 244 [6], предусматривают отнесение земель курортов федерального значения не только к федеральной собственности, но и к собственности субъектов РФ, и к муниципальной собственности. Данные изменения, в скором будущем повлекут постепенно за собой то, что земли курортов федерального значения включаются в оборот, и существует реальная перспектива, что в будущем данные земли будут находиться, и в частной собственности. Ранее же должностные лица, передавая в частную собственность земли курортов, нарушали закон и несли за это ответственность.

Подводя итог изложенного анализа изменений в законодательстве, можно прийти к выводу, что постепенно земли курортов, относящиеся, как и курорты в целом, к объектам общенационального достояния, могут потерять свой статус, что может привести их к приравниванию к правовому режиму обычных населенных пунктов.

 

Список литературы:
1. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. – М.: Городец, 2013, С. 316.
2. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // РГ от 30.10.01 г. № 211-212.
3. Петрова В.В. / Природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. – М., 2008, С.203.
4. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ // СЗ РФ.1995 г. №12 Ст. 1024.
5. Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 № 26-ФЗ// СЗ РФ. 1995 г. № 9 Ст. 713.
6. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 2008 г. № 49 Ст. 5742.
7. https://rospravosudie.com/.