Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВИДЫ ПЕРЕСМОТРОВ

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Макарова О.А. ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВИДЫ ПЕРЕСМОТРОВ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/6(63).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОБЖАЛОВАНИЯ ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ И ВИДЫ ПЕРЕСМОТРОВ

Макарова Ольга Александровна
магистрант, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Юридический институт, РФ, г. Челябинск
Смашникова Татьяна Борисовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Юридический институт, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Стадия пересмотра постановлений направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений.

 

Ключевые слова: административные правонарушения, стадия пересмотра, законность.

 

Пересмотр постановлений об административных правонарушениях — это не просто повторное рассмотрение дела, это возможность осуществления контроля за законностью принятых постановлений и соблюдения прав участников производства. Пересмотру могут подлежать как не вступившие в законную силу, так и вступившие в законную силу постановления компетентных юрисдикционных органов.

Стадия пересмотра является факультативной, самостоятельной стадией, необязательной. Но сам факт существования этой стадии дисциплинирует субъектов юрисдикции. Данная стадия имеет место быть только когда в его ходе возникают необходимые процессуальные возможности и основания пересмотра. Такие как жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление, жалоба потерпевшего, их защитников и представителей, протест прокурора, жалоба должностного лица [2].

В настоящее время в Российской Федерации существуют законные возможности пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях. Это дает возможность гражданам обжаловать решение по данному делу в случае несогласия с ним. Таким образом, граждане могут показать активность гражданской позиции в защите своих интересов.

Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях позволяет решить задачи, связанные с обеспечением единства судебной практики, оперативного рассмотрения жалоб, профилактики правонарушений и снижения рисков воспроизведения ошибок при применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. [1].

Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами в соответствии с местом его рассмотрения. Так, если постановление вынесено должностным лицом, то можно обжаловать его в вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу или в районном суде. Если постановление вынесено коллегиальным органом, то обжалование производится в районном суде по месту нахождения этого органа. В случае, если постановление вынесено иным органом созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, обжалование должно производиться в районном суде по месту рассмотрения дела. А если постановление вынесено судом, то обжалование должно быть направлено в вышестоящий суд.

Следует также назвать и прокурорский протест, который также является поводом к пересмотру постановления по административному делу.

Названные виды пересмотров позволяют защитить права граждан и обеспечить справедливость. Каждый из них имеет свои преимущества и может быть выбран в зависимости от конкретной ситуации.

Например, пересмотр постановления в судебном порядке. Если лицо считает, что судебное постановление по делу об административном правонарушении принято неправомерно, то у него появляется право обжаловать данное постановление. Для этого необходимо подать апелляционное заявление согласно статье 30.3 КоАП РФ в течение 10 дней со дня получения постановления об административной ответственности. На апелляционное решение суда, можно подать кассационную жалобу.

Срок 10 суток на обжалование распространяется также и на принятые постановления несудебными компетентными органами.

Контрольно-надзорные органы. В случае, если лицо не согласно с вынесенным постановлением об административном правонарушении определенным правоохранительным органом, то оно вправе обратиться к вышестоящим контрольно-надзорным органам. Следует назвать такие органы как прокуратура, контрольно-ревизионного управления МВД РФ, Росавтодор, главное управление ГИБДД МВД России, комиссия по административным делам правительства РФ. Например, можно обратиться в главное управление ГИБДД МВД России с жалобой на вынесенное решение о наложении штрафа за нарушение правил дорожного движения при эксплуатации автотранспортного средства.

Возможна и подача административного протеста. В соответствии со статьями 30.10 и 30.12 Кодекса об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

Протест подается в течение десяти дней со дня получения постановления об административном правонарушении. Орган, который вынес решение, должен рассмотреть протест в течение десяти дней и принять одно из следующих решений: отвергнуть протест, изменить свое решение или отправить постановление на пересмотр в вышестоящую инстанцию.

Важно отметить, что решение суда или компетентного органа возможно обжаловать только в установленные законодательством сроки. Поэтому в случае получения постановления об административном правонарушении необходимо своевременно ознакомиться с ним и принять меры для обжалования решения, если это необходимо.

Также стоит учесть, что для подачи апелляционной или кассационной жалобы необходимо иметь определенные доказательства, подтверждающие наличие ошибки в вынесенном решении. Это могут быть документы, свидетельские показания, видеозаписи и т.д.

В соответствии с установленным в п.4 ч.1 статьи 30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в районный суд по месту рассмотрения данного дела. Однако на практике возникают определенные сложности в применении данной нормы. Особенно актуальна проблема определения территориальной подведомственности жалоб на постановления, вынесенные государственными органами и их должностными лицами, местоположение и юрисдикция которых не совпадают Место рассмотрения данной жалобы должно определяться по месту фактического нахождения органа или должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление. Следовательно, при определении территориальной подведомственности необходимо учитывать фактическое местоположение государственного органа или его должностного лица, а не место, определенное в юридических документах. Это позволит решить возникающие сложности и обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан [1].

Существующей проблемой, не позволяющей развиваться институту административного обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, является зачастую формальный подход должностных лиц к рассмотрению подобных жалоб в связи с наличием ведомственной заинтересованности. Необходимость гарантировать соблюдение прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности, при рассмотрении их жалоб требует усиления контроля и независимости должностных лиц, а также усовершенствования процедур рассмотрения жалоб на административные правонарушения на законодательном уровне.

Решение этих проблем позволит сделать институт административного обжалования более эффективным и справедливым.

Таким образом, пересмотр постановлений об административных правонарушениях - это важный механизм защиты своих прав, который позволяет обжаловать вынесенное решение суда или органа, если считается, что оно является неправомерным. Граждане имеют возможность защищать свои права, снижается риск ошибок при применении КоАП и снижается процент коррупции. Важно знать сроки подачи обжалования и иметь достаточные доказательства для успешной защиты своих интересов.

 

Список литературы:
1. Свешников Г.А. Подсудность дел по жалобам на постановления и решения по делам об административных правонарушениях // Юридическая наука. 2019. №1. 
2. Цуканов Н. Н., Железняк Н. С. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: к вопросу о целесообразности привычных особенностей // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2018. №2 (31).