Развитие административного законодательства за правонарушения в предпринимательской деятельности
Конференция: CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Развитие административного законодательства за правонарушения в предпринимательской деятельности
Аннотация. В данной статье охарактеризованы основные направления развития административного законодательства за правонарушения в предпринимательской деятельности; приводятся размышления о составах административных правонарушений; обосновывается необходимость усиления административной ответственности; акцентируется внимание на государственном регулировании предпринимательской деятельности; представлено авторское понимание грубых административных правонарушений.
Ключевые слова: государственное регулирование предпринимательской деятельности, состав административного правонарушения, усиление административной ответственности, штрафные санкции
С учетом выявленной проблемы повторного совершения административного правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ предлагается внести изменения в ст. 3.5 и 14.1 КоАП РФ, установив административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от десяти до сорока тысяч рублей. Предлагаемый размер штрафа, в 20 раз превышающий нижний и верхний пределы размера штрафа за впервые совершенное указанное правонарушение, позволит максимально пресечь его повторное совершение [2].
Автор поддерживает идею о том, что административная ответственность возникает в повседневной деятельности, особенно в ситуациях, требующих выбора. Выбор может быть сложным вопросом, который зависит от внешних и внутренних факторов; таким образом, мы можем идентифицировать объективные и субъективные концепции ответственности. Объективная ответственность основана на внешних обстоятельствах и факторах, в то время как субъективная ответственность относится к индивидуальным решениям и выборам, которые человек делает сознательно. Субъективные факторы основаны на индивидуальных ценностях и опыте. Субъективная ответственность - это отражение личных представлений об абстрактных вещах, таких как идентификация, совесть и лояльность, которые относятся к нормам административной этики. На мой взгляд, нормы этики являются неотъемлемой частью административной ответственности. Например, если профессор ведет своих учеников плохо, без уважения, он никогда не заинтересует их своим предметом. Объективная ответственность должна быть определена законом, установленными нормами поведения или деятельности других лиц. Административная ответственность - это совокупность как субъективных, так и объективных обязанностей. На наш взгляд, представляется обоснованным дополнить КоАП РФ РФ новым административным наказанием - конфискация доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности. В этом случае эффект от административного наказания будет выше, чем просто наложение высокого административного штрафа, если субъекты предпринимательской деятельности осуществляют ее незаконно без лицензии (разрешения) или с нарушением лицензионных требований и условий.
Считаем необходимым в новом КоАП РФ существенно снизить срок административного приостановления деятельности как минимум до 15 суток, так как в большинстве случаев данный вид административного наказания ведет к банкротству юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, административные наказания, установленные за нарушение законодательства о лицензировании и выдаче разрешений, достаточно серьезные и обусловлены наступлением реальной или потенциальной повышенной угрозы, препятствующей нормальному функционированию общественных отношений.
Предложениям о совершенствовании административной ответственности в сфере лицензирования, выдачи разрешений в свете концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются предметом для дальнейшей дискуссии [1].
На наш взгляд, предложенное позволит повысить эффективность реализации административной ответственности в указанной сфере общественных отношений, ведь, как показывает практика, в ходе осуществления лицензионного контроля нарушения лицензионных требований выявляются нередко.
Для решения онлайн осуществления азартных игр без соответствующей лицензии требуется дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования ответственности и регулирования основ проведения онлайн азартных игр с учетом продолжающегося технологического прогресса в коммуникационных технологиях. Можно сделать вывод о том, что развитие законотворческой и правоприменительной практики в отношении игровых сайтов идет по пути ужесточения методов борьбы с ними и расширения сферы запретов. Следует отметить, что изначально блокировка игровых интернет-площадок имела целью пресечение оборота на территории России азартных услуг в рамках крупномасштабного проекта по регулированию игрового бизнеса, чреватого незаконными обогащениями и коррупцией. Однако, тотально запрещая деятельность всех сетевых ресурсов, предоставляющих доступ к азартным играм и даже информацию о них, законодатель в настоящий момент сталкивается с реальностью, в которой победа в борьбе с игорным бизнесом в онлайн-сфере является неосуществимой. Будучи запрещенным, игорный бизнес продолжает существовать в подполье, каковым для игровых сайтов являются «зеркала» и иные способы обхода блокировки.
В настоящее время в России ведется работа по совершенствованию системы государственного регулирования предпринимательской деятельности и снижению административного давления на хозяйствующие субъекты. Активное развитие регулирования предпринимательской деятельности на федеральном уровне практически предполагает снижение административного давления на бизнес. Продолжается административная реформа, оптимизирующая систему предоставления государственных и муниципальных услуг субъектам хозяйствования, в отношении института оценки и экспертизы регулирующего воздействия над нормативными правовыми актами в настоящее время ведется напряженная и успешная работа. Стартовал и в настоящее время реализуется проект АСИ «Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в России».
Реализуется 11 дорожных карт по различным направлениям, связанным с улучшением инвестиционного и делового климата в регионах. Основная цель этого амбициозного проекта - устранение административных барьеров для малого и среднего бизнеса и, следовательно, снижение административных издержек.
Однако, несмотря на усилия правительства, такие как административная реформа, реализация мероприятий в рамках национальных предпринимательских инициатив и др. бизнес-сред нашей страны в целом остается достаточно агрессивной, а институциональная поддержка продолжает характеризоваться своей нестабильностью, «мобильностью» и неудобством. В качестве примера можно сказать, что ежегодно вводится около 22 тысяч нормативно-правовых актов, и многие из них влияют на предпринимательскую деятельность.
Решением некоторых проблем с незаконной предпринимательской деятельностью будет способствовать усилением мер административной ответственности.
Так, например, предлагается введение административной ответственности за продажу в Российской Федерации технически сложных товаров (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») без предварительно установленного российского программного обеспечения, если требование о предварительной установке такого программного обеспечения предусмотрено законом о защите прав потребителей.
Предлагается вводит требование о необходимости при продаже отдельных видов технически сложных товаров (к которым относятся смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией «смарт-ТВ») обеспечивать, чтобы на таких устройствах было установлено российское программное обеспечение из специально создаваемого перечня программных средств. Для российского потребителя приобретение смартфона, компьютера, телевизора с функцией «смарт-ТВ», на котором установлены российские программы или программы, ориентированные преимущественно на российских пользователей, будут иметь большую привлекательность, поскольку при их использовании существенно снижаются требования о знаниях и навыках, необходимых для полноценного использования устройства. Кроме того, использование таких устройств повысит правовую защищенность российских пользователей, поскольку при использовании российских программ российскими пользователями их взаимоотношения будут регулироваться в основном законодательством Российской Федерации. В целях дифференциации административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ представляется необходимым выделить в соответствующей главе Особенной части КоАП РФ грубые предпринимательские жилищно-коммунальные административные правонарушения и установить за их совершение более строгие административные наказания, в том числе такое, как временный запрет деятельности с последующим исключением применительно к управляющей организации управляемого ею многоквартирного дома из реестра лицензий и, возможно, аннулированием самой лицензии. К числу грубых правонарушений, с нашей точки зрения, могут быть отнесены нарушения правил содержания общего имущества многоквартирных домов и правил оказания коммунальных услуг, повлекшие возникновение реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях (угроза обрушения строительных конструкций, разрушения здания и т.п.), а также существенное нарушение прав потребителей коммунальных услуг (поставка в течение длительного периода времени ресурса низкого качества или прекращение его поставки