Статья:

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ?

Конференция: CL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Баймухамбетова А.М. ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 40(150). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/40(150).pdf (дата обращения: 27.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ В ПРАВЕ?

Баймухамбетова Алина Мизановна
студент, Карагандинский Университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда
Джаксыбаева Гульнара Мауткановна
научный руководитель, Карагандинский Университет Казпотребсоюза, Казахстан, г. Караганда

 

Правовой позитивизм - это философия права, которая подчеркивает конвенциональную природу права, то есть то, что оно социально сконструировано. Согласно правовому позитивизму, право является синонимом позитивных норм, то есть норм, установленных законодателем или рассматриваемых как общее право или прецедентное право. Формальных критериев происхождения закона, правоприменения и юридической эффективности достаточно для того, чтобы социальные нормы считались законом. Юридический позитивизм не основывает закон на божественных заповедях, разуме или правах человека. Как исторический вопрос, позитивизм возник в противовес классической  теории естественного права , согласно которой существуют необходимые моральные ограничения на содержание права [1, c.15].

Юридический позитивизм не подразумевает этического оправдания содержания закона или решения за или против соблюдения закона. Позитивисты судят о законах не по вопросам справедливости или гуманности, а только по способам их создания. Сюда входит точка зрения, согласно которой судьи принимают новый закон при рассмотрении дел, которые явно не подпадают под правовую норму. Практика, принятие решений или терпимость к определенным законам можно рассматривать как способ создания закона.

В рамках правовой доктрины правовой позитивизм будет противопоставлен социологической юриспруденции и герменевтике права, которые изучают конкретные преобладающие обстоятельства толкования закона в обществе.

Слово «позитивизм», вероятно, впервые было использовано, чтобы привлечь внимание к идее о том, что право является «позитивным» или «постулируемым», а не «естественным» в том смысле, что оно происходит из естественного закона или морали [2, с. 24].

Исследователи выделяют три основные версии позитивизма в праве: социологическую, этатистскую, нормативистскую.

По этатистской версии право представляется некоторой автономной дисциплиной, которая отождествляется с государственной волей, отражением которой это право и представляется. В этой ситуации не могут возникать конфликты между государством и правом, где государство является выступающим его единым источником, мутация или эволюция которого могут повлечь за собой соответственные перемены в праве. Право редуцируется до степени государственных атрибутов и часто может оборачиваться произволом политикой силы или власти.

Сторонники социологического позитивизма приняли за первооснову права правовые отношения. С их точки зрения право является реальным порядком общественных отношений; закон с меньшей или большей адекватностью зафиксировали правила, которых люди должны придерживаться в собственных взаимных отношениях, и получает жизнь, только будучи реализованным в них. Социологическая версия изучает право в образе реального социального явления, применяя методики позитивистской социологии. Нормативистская версия принципиальным образом разнится от этатисткой применением понятия нормы в качестве исходного понятия. Государство подвергается рассмотрению как произведенное от норм права явление.

Юридический позитивизм - это тезис о том, что существование и содержание права зависит от социальных фактов, а не от его достоинств. Позитивистский тезис не утверждает, что достоинства права непонятны, не важны или второстепенны для философии права. Он говорит , что они не определяют , являются ли законы или правовые системы существуют. Наличие в обществе правовой системы зависит от наличия определенных структур управления, а не от того, в какой степени она соответствует идеалам справедливости, демократии или верховенства закона. Какие законы действуют в этой системе, зависит от того, какие социальные стандарты ее официальные лица признают авторитетными; например, законодательные акты, судебные решения или общественные обычаи. Тот факт, что политика будет справедливой, мудрой, эффективной или осмотрительной, никогда не является достаточным основанием для того, чтобы думать, что это на самом деле закон, а тот факт, что она несправедлива, неразумна, неэффективна или неосмотрительна, никогда не является достаточным основанием для сомнений в ней. Согласно позитивизму, закон - это вопрос того, что было положено.

Юридический позитивизм как школа мысли, подобная аналитической юриспруденции, была разработана в 18-19 веках философами права Джереми Бентам и Джоном Остином. Бентам и Остин разработали правовую позитивистскую теорию, которая послужила теоретической основой для эмпиризма. Самым известным английским юристом и писателем-позитивистом был Харт Л. В 1958 году он нашел общий язык для «позитивизма» в праве:

  • законы - это приказы людей;
  • нет необходимой связи между законом и моралью, то есть так, как должно быть в правовом государстве;
  • анализ юридических концепций очень важен и может отличаться от истории или социологии права, а также от критики или оценки закона в отношении его моральной ценности или социальных целей или функций. ;
  • правовая система - это закрытая, логическая система, в которой правильные решения могут быть приняты на основе заранее определенных правовых положений без ссылки на общественные решения;
  • моральные суждения, в отличие от фактических утверждений, не подтверждаются и не подтверждаются рациональными аргументами, аргументами или доказательствами [4, c. 593, 601–602].

По мнению позитивистов, источником закона является установление этого закона неким юридическим авторитетом, признанным обществом. Достоинства закона — это отдельный вопрос: по некоторым стандартам это может быть «плохой закон», но, если он был добавлен в систему законным органом власти, он все равно остается законом [4, c. 38].

Юридический позитивизм связан с теоретическими традициями эмпиризма и логического позитивизма. Его методы включают в себя описательные исследования отдельных правовых порядков. Питер Керзон писал, что этот подход «использует в своих исследованиях индуктивный метод», который исходит «от наблюдения отдельных фактов к обобщениям, касающимся всех таких фактов».  Эти исследования избегают оценок этики, социального благополучия и морали.  Юридическое позитивистское расследование в первую очередь занимается «анализом юридических терминов и исследованием логических взаимосвязей юридических положений». Кроме того, закон и его авторитет основаны на источниках: действительность правовой нормы зависит не от ее моральной ценности, а от источников, определенных правилами и соглашениями социального сообщества [5, c.82]

Юридический позитивизм не утверждает, что определенные таким образом законы должны соблюдаться или что наличие четких, идентифицируемых правил обязательно имеет ценность (хотя некоторые позитивисты также могут делать эти заявления).В самом деле, законы правовой системы могут быть совершенно несправедливыми, а государство - совершенно нелегитимным; в результате у них может не быть обязательств подчиняться им. Более того, тот факт, что закон был признан судом действительным, не дает никаких указаний относительно того, должен ли суд применять его в конкретном случае. Как сказал Джон Гарднер, правовой позитивизм «нормативно инертен»; это теория права, а не теория юридической практики, судебного решения или политического обязательства. Юристы-позитивисты считают, что интеллектуальную ясность лучше всего достичь, оставив эти вопросы для отдельного исследования.

 

Список литературы:
1. Хафизов Э. Д. К вопросу о генезисе правового позитивизма // Правовое государство: теория и практика. — 2010.
2. Булыгин Е.В. Что такое правовой позитивизм? // Правоведение. 2011. № 4.
3. Грин, Лесли, "Юридический позитивизм" в Стэндфордской энциклопедии философии
4. Х.Л. Харт, позитивизм и разделение закона и морали (1958) 71 Обзор закона Гарварда 593, 601–602.
5. Керзон Питер (1998). Конспект лекций по юриспруденции. Кавендиш Паблишинг, 82.