Правовые проблемы трансплантологии органов и тканей человека по законодательству Российской Федерации
Секция: Юриспруденция
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Правовые проблемы трансплантологии органов и тканей человека по законодательству Российской Федерации
Данная статья посвящена правовым аспектам проблемы трансплантологии органов и тканей человека. В российском законодательстве имеются соответствующие законы, регулирующие данную деятельность, однако на практике процесс трансплантации вызывает множество споров и разногласий. Изучение данной проблемы не теряет своей актуальности и по сегодняшний день.
С конца XX начала XXI века трансплантология стала именоваться областью медицины, которая концентрирует в себе последние достижения таких отраслей, как хирургия, анестезиология, реаниматология, иммунология, фармакология и прочих медико-биологических наук.
Трансплантологией называется отрасль биологии и медицины, которая изучает вопросы трансплантации и разрабатывает методы консервирования органов и тканей, создания и использования искусственных органов [3, с.420].
Трансплантация (от лат. “transplantare” – пересаживать) – это процесс замены поврежденного или утраченного органа с помощью пересадки таких же органов, которые взяты из здорового организма того же вида [3, с. 420].
В современном обществе не остается сомнений по поводу актуальности проблемы трансплантации человеческих органов и тканей. Объясняется это стремительным развитием технологий в медицинской сфере, и как результат – увеличение числа операций по пересадке органов человека. По этой причине одним из ключевых моментов здесь можно назвать законодательное регулирование процесса трансплантации. На законодательном уровне пересадка органов и тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан. В Российской Федерации принят закон, регламентирующий процесс трансплантации человеческих органов – это Закон от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [2]. В настоящее время также действует Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга, которая утверждена Приказом МЗ РФ от 20 декабря 2001 года № 460. Совместным приказом МЗ РФ и РАМН от 13 декабря 2001 года № 448/106 определен перечень органов человека - объектов трансплантологии и перечень учреждений здравоохранения, которые имеют разрешение реализовывать трансплантацию [4]. Немедицинский закон «О погребении и похоронном деле» закрепляет порядок волеизъявления лица на изъятие органов.
В качестве объекта трансплантации может выступать сердце, легкое, почка, печень, костный мозг, а также иные органы и ткани [4]. Изъятие органов (тканей) для пересадки другому лицу может происходить как у живого человека, так и у трупа.
Использование разных технологий в трансплантации органов и тканей имеет некоторые ограничения медицинского и этико-правового характера. К последним могут быть отнесены проблемы, которые связаны с ключевыми этапами технологии трансплантации – констатация смерти человека, изъятие органов и/или тканей, распределение органов и/или тканей между реципиентами, коммерциализация отрасли, запрет на детское донорство.
В большинстве мировых стран главный критерий смерти человека – это смерть мозга. В России факт смерти человека устанавливается по ряду признаков в соответствии с Приказом МЗ РФ от 20 декабря 2001 года № 460 и инструкцией МЗ РФ по констатации смерти человека на основе диагноза смерти мозга. В приказе отмечено: «Смерть мозга проявляется в развитии необратимых изменений в головном мозге, а в других органах и тканях частично или полностью, биологическая смерть выражается в посмертных изменениях всех органов и систем, носящих постоянный, необратимый, трупный характер».
Как уже было отмечено, в нашей стране имеется специальный закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в котором определены условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека согласно современным достижениям науки и медицинской практики. Соответственно данному закону трансплантация опирается на гуманные принципы, провозглашенные международным сообществом и действующим законодательством. В Статье 1 говорится о том, что трансплантация от живого донора или трупа может быть реализована только в случае, если другие медицинские средства не смогут дать гарантию жизни больного (реципиента) либо восстановить его здоровье. В Статье 8 описан принцип презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей, который делает возможным их изъятие, только когда умерший человек, или его родственники, не выразили собственное несогласие. В Статье 11 описаны условия изъятия органов и (или) тканей у живого донора, соответствующие этическому требованию получения от пациента добровольного информированного согласия. Статья 14 освещает аспекты медицинской тайны в сфере трансплантологии [2].
Российское законодательство запрещает процесс купли-продажи человеческих органов. В Статье 15 говорится о недопустимости продажи человеческих органов и тканей [2]. Абсолютно неприемлема организация рынка донорских органов и тканей и получение прибыли от соответствующей торговли. Однако, известен факт существования «черного рынка» донорских органов. Донорами для подобных продаж становятся в живые люди, которые с целью обогащения продают один из собственных органов. В основном продают один из парных органов, среди которых наиболее популярны почки. Коммерческая подоплека является противоречием самой идее трансплантологии - смерть служит продлению жизни [1, с. 456].
Особенно хотелось бы выделить существующую в современном обществе проблему запрета детского донорства. Самостоятельное принятие решения об изъятии у ребенка того или иного органа или ткани недоступно для него, подобная процедура может осуществляться лишь с согласия его родителей или законных представителей. Опираясь на данное обстоятельство, следует сказать, что требование закона о добровольном информированном согласии донора полностью невыполнимо. В этом конфликте интересов донор – реципиент, родителям предстоит принять сложное решение: подвергнуть риску здоровье собственного ребенка для спасения жизни и восстановления здоровья другого. Данное обстоятельство сильно усложняется ввиду отсутствия четкой правовой регламентации в вопросе детского донорства.
Действующий Закон о трансплантации в основном посвящен вопросам пересадки, нежели донорства, и не включает специальных норм, регулирующих донорство несовершеннолетних. В интересах последних срочного урегулирования на законодательном уровне требуют такие вопросы, как особые правовые условия и ограничения к изъятию органов или тканей у несовершеннолетнего; гарантированность защиты прав несовершеннолетних на участие в принятии решения о донорстве; усложненный порядок получения согласия на изъятие органов и тканей у несовершеннолетнего донора.
Таким образом, отсутствие четкой правовой базы, которая регулирует специфику правоотношений во всех сферах трансплантологии, негативно отражается на развитии детской трансплантологии. Кроме вопросов прижизненного донорства органов и тканей, немедленного урегулирования на законодательном уровне требуют вопросы посмертного изъятия органов и тканей у детей, в частности, порядок констатации детской смерти и последующего изъятия органов и тканей. Данные вопросы должны быть решены в новом Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», действующем Законе о трансплантации, а также в подзаконных актах.