Статья:

Исторические предпосылки возникновения и развития брачного договора

Конференция: VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Назаревич П.В. Исторические предпосылки возникновения и развития брачного договора // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(6). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(6).pdf (дата обращения: 08.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исторические предпосылки возникновения и развития брачного договора

Назаревич Полина Владимировна
студент, Военный университет Министерства обороны, РФ, г. Москва

 

Рассмотрение сущности и правовой природы брачного договора начинается с изучения исторических этапов становления и развития данного института в отечественной правовой системе.

Как верно указывает А.Н. Левушкин, «изучение генезиса института брачного договора в России позволяет выявить особенности развития законодательного регулирования данного института в нашей стране на протяжении развития всех семейных отношений» [2].

Изучение исторических аспектов института договорного режима семейных имущественных отношений способствует выработке единого теоретического подхода к основным положениям данного института на современном этапе.

Как показывает исторический опыт, законодательство России в сфере регулирования института договорного режима семейных имущественных отношений шло по пути расширения прав супругов при разделе совместно нажитого имущества, установления равноправия мужа и жены, и т.д.

Вплоть до момента принятия на Руси христианства в 988 года брачно-семейные отношения в языческом обществе не регламентировались правовыми нормами, а также не подвергались церковному регулированию, и были свободными.

Впоследствии, примерно с XI века, регулирование семейных правоотношений стало осуществляться нормами византийского церковного права.

Вместе с тем, следует отметить, что и после установления на Руси христианских ценностей нередкими являлись случаи нарушения церковных правил и традиций, в частности, в случае с заключением и расторжением брака.

Как отмечается многими авторами, на Руси не существовало единых норм «распустного» (разводного) права, которые бы подлежали применению на всей территории государства [3].

Для периода древнерусской государственности характерной особенностью можно назвать смешение христианских правил, традиций и обычаев с нормами византийского права.

Последние, кстати, нередко неправильно переводились, что обуславливалось желаниями того или иного правителя.

И.А. Исаев древнейшими источниками права, которые содержали нормы о брачно-семейных отношениях, называет церковные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича (Х—Х1 вв.) [4].

Важнейшим источником церковного и семейного права на Руси являлась Кормчая книга, многие положения которой впоследствии нашли свое отражение и иных правовых актах, в частности в Русской Правде, Судебнике 1497 г.

В XVI в. были изданы «Домострой» и «Стоглав», содержащие нормы, которые регулировали семейные отношения.

Соборным уложением 1649 г. детальным образом регламентировались санкции за семейные преступления, устанавливался статус законнорожденных детей, определялись права родителей и детей.

При этом, доминирующее положение в семье занимал муж.

Жена обладала значительно меньшими правами, в том числе, имущественными по сравнению с супругом.

Необходимо также обратить внимание на то обстоятельство, что дореволюционное законодательство относило семейное право к неотъемлемой составной части отрасли гражданского права.

Для примера отметим, что в таких зарубежных странах, как Франция и Англия, в которых существование брачного договора имеет достаточно длительную историю, его появление было обусловлено необходимостью сохранения за вступающей в брак женщиной и ее родственниками необходимых прав по управлению добрачным имуществом, а также возможности пользования доходами от своего имущества.

А.Н. Левушкин говорит о том, что «сегодня зарубежное законодательство подробно регламентирует порядок заключения брачных контрактов, четко определяет правовое положение их участников, основываясь на многолетней договорной практике взаимоотношений супругов» [2].

Как замечает И.Р. Альбиков, «за границей брачный договор давно стал нормой, обеспечивающей цивилизованные отношения» [5].

Так, впервые брачный договор был закреплен в гражданском законодательстве Франции еще в 1804 г., в то время как в России – только в конце XX века, т.е. почти на два столетия позже.

В средневековье во многих европейских странах брачные договоры не определяли права и обязанности супругов в браке, так как все супружеские отношения с момента вступления в брак подлежали регламентации каноническим правом, которое утверждало подчинение жены мужу в соответствии с библейской традицией.

Как правило, такие договоры в те времена заключались заблаговременно, до проведения церемонии венчания и содержали обязательства по вступлению в брак в будущем до достижения будущими супругами брачного возраста, что обуславливалось тем обстоятельством, что право европейских государств, также как и право России того периода не проводило разграничения имущественных прав и обязанностей от личных. А.П. Фоков приводит данные, что «Югу Франции были известны брачный договор, по которому каждый из супругов остается полным собственником принадлежащего ему имущества (за исключением приданого), неограниченное право завещания и сильную отцовскую власть;

Север знал общность принадлежащего супругам имущества, ограниченное право завещания и отцовскую власть» [6].

Семейное законодательство в XVIII - начале XX вв. все большее внимание уделяет вопросам содержания нуждающихся членов семьи.

Уровень развития законодательства в этой сфере в тот период можно охарактеризовать достаточно развитым, но в тоже время односторонним ввиду того обстоятельства, что обязанность по содержанию возлагалась исключительно на мужа.

Право жены на получение соответствующего содержания признавалось неотчуждаемым. Заключенные договоры, ограничивающие или прекращающие право жены на получение содержания, считались недействительными.

Том X Свода законов Российской империи 1832 г. включал в себя нормы, посвященные регулированию семейных правоотношений.

Согласно данному нормативному акту в качестве общего принципа провозглашался раздельный принцип имущества супругов.

Даже после заключения брака имущество, принадлежавшее супругам, не включалось в общую массу совместно нажитого имущества, а провозглашалось отдельной собственности каждого из них.

Таким образом, возникает вполне резонный вопрос: известен ли был отечественной правовой системе институт договорного режима имущественных семейных правоотношений и содержались ли соответствующие нормы в законодательстве, посвященные регулированию брачного договора?

По утверждению большинства исследователей, в дореволюционный период в отечественном законодательстве отсутствовал институт брачного договора [7]

В качестве единственного режима супружеского имущества законодательство предусматривало исключительно законный режим имущества супругов, в основе которого был положен принцип раздельности имущества.

Однако, изложенное не свидетельствует о том, что непосредственно в повседневной жизни не существовали прообразы брачного договора. Договорное регулирование имущественных отношений между супругами присутствовало, что можно наблюдать, например, в таких вопросах, как обсуждение распределения свадебных расходов, приданного и т.д.

По утверждению А.Н. Медушевского, особенность законодательной базы дореволюционной России проявлялась в дуализме, т.е. в существовании одновременно 2 разновидностей правовых систем:

1) системы позитивного права;

2) системы обычного права, основу которого составляли крестьянские обычаи и традиции, в том числе, в сфере договорных имущественных семейных отношений [8].

Представляется, что указанную автором возможность заключения так называемого «крестьянского брачного договора» возможно охарактеризовать в качестве брачной сделки. В тоже время данная сделка является достаточно условной.

Необходимо также добавить, что соответствующие договора заключались только до момента заключения брака и не регламентировали имущественные правоотношения супругов уже после заключения брачного союза.

Таким образом, можно констатировать, что в дореволюционный период отечественному законодательству был неизвестен институт брачного договора, несмотря на то обстоятельство, что в его реализации были заинтересованы субъекты семейных правоотношений в целях регламентации договорного режима совместно нажитого имущества.

Дальнейший этап правового регулирования брачного договора связан с советским периодом.

Среди первых актов, принятых советской властью в 1917 году, являлись именно нормативные акты в сфере установления семейных правоотношений: Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «Декрет о расторжении брака», а впоследствии Семейный кодекс, или Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый в 1918 году.

Статья 105 Семейного кодекса устанавливала принцип раздельности супружеского имущества.

В отличие от Кодекса 1918 года Семейный кодекс 1927 закрепил в отечественном законодательстве принцип общности супружеского имущества.

Теперь совместно нажитое супругами имущество во время брака признавалось совместной собственностью супругов, а не раздельной, как ранее.

Согласно общему правилу, закрепленному Кодексом 1927 года осуществление раздела совместно нажитого имущества осуществлялось супругами в равных долях.

Начиная с середины 30-х гг. государство коренным образом изменило свое отношение к браку.

Так принятием ряда нормативных актов, в частности, упрощенная процедура расторжения брака была изменена в сторону усложнения. Правомочия по расторжению брака были возвращены судебным органам.

Теперь брак мог быть расторгнут только в том случае, если суд признает необходимость его прекращения.

Дела о расторжении брака рассматривали народные суды на основании соответствующего заявления, в котором указывались мотивы расторжения брака.

Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. продолжил нормативное регулирование семейных имущественных отношений супругов, закрепив принцип равноправия супругов. В тоже время специальных норм, посвященных брачному договору, Кодекс 1969 года также не содержал.

В 1993 году была принята Конституции РФ [9], которая закрепила основные права в сфере семейных правоотношений.

Часть 1 статьи 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35 Конституции РФ).

В связи с распадом СССР и становлением новой российской государственности, изменением социальных, экономических, культурных процессов своей трансформации требовало правовое регулирование семейных правоотношений, в том числе и институт брачного договора, логическим итогом которого стало принятие в 1995 году нового СК РФ, который, как уже отмечалось в гл. 8 содержит специальные нормы о брачном договоре.

В тоже время следует обратить внимание на то обстоятельство, что впервые нормы о брачном договоре были закреплены не в СК РФ, а в ст. 256 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [1] (далее – ГК РФ), согласно которой имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

В ГК РФ закрепляется огромное множество гражданско-правовых договоров, которых, по утверждению Д.А. Медведева, насчитывает около ста видов и их разновидностей.[1].

Но непосредственно о конструкции брачного договора ГК РФ не упоминает, вследствие чего некоторые исследователи утверждают об отсутствии такой разновидности гражданско-правового договора как брачный договор.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Левушкин А.Н. История развития института прав и обязанностей родителей и детей в России // Семейное и жилищное право. 2012. № 6. С. 14.
3. Омельянчук С.В. Расторжение христианского брака в Древней Руси // История государства и права. 2011. № 1. С. 13.
4.  Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996. С. 16. 
5. Альбиков И.Р. Брачный договор по российскому и зарубежному законодательству: сравнительно-правовой анализ // Нотариус. 2012. № 1. С. 22 - 24.  
6. Фоков А.П. Франция: кодификация гражданского законодательства (историко-правовой аспект) // История государства и права, 2009. № 11. С. 21-24. 
7. Мыскин А.В. Брачный договор в системе российского частного права. М.: Статут, 2012. С. 29. 
8. Медушевский А.Н. Проект Гражданского уложения Российской империи в сравнительном освещении // Цивилистические исследования: Ежегодник гражданского права. Вып. 2 / Под ред. Б.Л. Хаскельберга, Д.О. Тузова. М.: Статут, 2006. С. 148.  
9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. № 7. 21.01.2009.
10. Медведев Д.А. Гражданский кодекс России - его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. № 2. С. 8.